Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Палеонтология

Вес – полтонны, ростом со слона: в Крыму обнаружили останки гигантской ископаемой птицы

Анастасия Крутикова
27 июня 2019
194e8c22f2df489997ecaa83e689120e.original.jpg
Фото: Художник Андрей Атучин / Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН
Окаменелости принадлежат крупнейшей птице Северного Полушария

В недавно открытой в Крыму пещере Таврида палеонтологи обнаружили, а затем описали кости древней ископаемой птицы (исследование опубликовано в Journal of Vertebrate Paleontology). Ученые отнесли останки к ранее описанному виду вымершей в плейстоцене гигантской нелетающей птицы Pachystruthio dmanisensis из семейства страусовых

В высоту пахиструтио мог достигать 3.5 метра (примерно таков рост современного самого крупного наземного животного – саванного слона). А весил он предположительно около 450 килограммов, что в три раза превышает массу тела крупнейшей современной птицы – африканского страуса (его максимальный вес достигает 150 килограммов). Анализ ископаемых материалов позволяет заключить, что эти пахиструтио некогда были достаточно широко распространены на территории Северного полушария в целом и Европы в частности и являлись там крупнейшими из птиц. В Южном полушарии обитали гораздо более крупные особи, например, эпиорносвые птицы на Мадагаскаре (могли достигать веса в 640 килограммов).

1cf8888b947a8bb74f3f229b5f6ee45a.jpg
Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН Бедренная кость Pachystruthio в сравнении с таковой современного африканского страуса (разные ракурсы)

В пещере Таврида вместе с останками древней крымской птицы были обнаружены кости других животных – южного мамонта, носорога-эласмотерия, вымерших представителей семейства оленевых, лошадей, псовых гигантских гепардов и гиен. По окаменелым останкам некоторых млекопитающих исследователи установили и возраст костей Pachystruthio dmanisensis – по их словам, гигантский страусовый жил на территории современного Крыма 1.5–1.8 миллиона лет назад.

Примерно в это время первые представители людей рода Homo расселялись из Африки в Азию и, таким образом, птицы-великаны должны были существовать бок о бок с древним человеком. Это подтверждается находкой пахиструтио совместно с костями человека на раскопках городка Дманиси в Грузии. Крымская гигантская птица отнесена к тому же виду, что был описан из Дманиси. Однако ранее не предпринималось попыток вычислить массу тела этих птиц, которые считались попросту крупными страусами. А оказались настоящими исполинами!

Новые материалы свидетельствуют, что причерноморские великаны представляли отдельную эволюционную линию нелетающих птиц. Их родственные связи пока остаются не совсем ясными, – отметил заведующй кабинетом палеорнитологии института Никита Зеленков.

Судя по длинным конечностям, пахиструтио неплохо бегал – и это несмотря на свои немалые размеры. Это можно объяснить тем, что живущие в континентальных (а не островных, как грузные и медлительные эпиорнисы и моа в Южном полушарии) условиях нелетающие птицы соседствовали с сильными и быстрыми плейстоценовыми хищниками.

Почитайте о птенце ископаемой птицы, который застыл в янтаре