Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Пациент получил аллергию вместе с донорским органом

21 марта 2016
/upload/iblock/cd8/cd82d31c37f6402188256e3d68a77a93.jpg
Фото: Dan4th Nicholas/Flickr.com
/upload/iblock/6ae/6aeb95d10f03c80a08e73b7fd6dc8815.jpg
Фото: Scott & White Healthcare/Flickr.com
После трансплантации костного мозга 46-летний мужчина стал аллергиком, получив ту же непереносимость киви, что и донор – его сестра.
О возможной передаче аллергии вместе с донорскими органами ученые догадывались давно, но доказать это удалось только сейчас - на примере пациента, получившего костный мозг от своей сестры, имеющей аллергию на киви. Это редкое заболевание, имеющее схожие симптомы с аллергией на любые фрукты с высоким содержанием витамина С. Мужчина получил часть костного мозга в рамках лечения лейкемии. У пациентов с подобным диагнозом стволовые клетки собственного костного мозга функционируют неправильно, продуцируя избыточное количество дефектных или незрелых клеток. Для разрушения больных клеток крови требуются большие дозы химиотерапии и/или радиотерапии, но вследствие такого лечения повреждаются и здоровые клетки. Между тем здоровые клетки костного мозга от подходящего донора не наносят вреда, а лишь вытесняют дефектные клетки. Стопроцентной гарантии выздоровления операция не дает, но значительно увеличивает продолжительность жизни больного. В случае с мужчиной, получившим донорский материал от своей сестры, операция прошла успешна. Никаких необычных последствий не наблюдалось до момента, пока тот не съел киви: у него незамедлительно началась аллергическая реакция, включающая покалывание губ и отек ротовой полости. Врачи решили выяснить механизм возникновения этой аллергии, ранее у пациента не наблюдавшейся. Они выделили в его крови клетки, показавшие реакцию на киви, и затем при помощи техники флуоресцентной гибридизации убедились, что именно эти клетки производились костным мозгом, полученным от сестры-аллергика. Результаты наблюдений описаны в журнале European Academy of Dermatology and Venereology. Ученые уверены, что более детальное изучение этого процесса позволит больше узнать о возникновении аллергий в целом. Известно, что в редких случаях аллергии передаются и с донорской кровью, но впоследствии такие реакции исчезают, поскольку здоровые клетки реципиента со временем вытесняют посторонние. В случае же пересадки костного мозга клетки-аллергики останутся в организме на долгие годы. Узнайте об аллергии на мобильные телефоны.