Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Пересадка человеческой головы все ближе

21 января 2016
/upload/iblock/b9c/b9c1a3b9a93965dbd534fec948ef7c47.jpg
Серджо Канаверо
/upload/iblock/022/02279d7b3c0278f71377310610308665.jpg
Валерий Спиридонов (в центре)
/upload/iblock/c31/c3102c8bb463347598b157e38358c5f0.jpg
Фото: Vk.com/desireforlife
Проект по пересадке человеческой головы вышел на новый этап: методики были впервые опробованы на приматах, результат оказался успешным.
Первым в мире человеком, решившимся на пересадку собственной головы, стал 31-летний инженер-разработчик из Владимира Валерий Спиридонов. Он носитель редкого генетического заболевания — спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана — и прикован к инвалидному креслу. Несколько лет назад Валерий познакомился с итальянским нейрохирургом Серджо Канаверо (Sergio Canavero), ведущим разработки в области трансплантологии. Общаясь онлайн, пациент и доктор отважились на рискованную операцию. К работе были подключены специалисты из разных стран, а теперь представлены первые результаты. Как пишет NewScientist, важнейшим вопросом является возвращение подвижности телу после сращивания ствола мозга и спинного мозга. Часть экспериментов была поставлена на лабораторных крысах. У животных искусственным путем был поврежден позвоночник, а затем при помощи полиэтиленгликоля и особой методики стимуляции спинного мозга в месте разреза специалисты помогли нервным волокнам «склеиться» и восстановить связь. Подвижность конечностей вернулась к крысам примерно через месяц. Операции также проводились на трупах – для оттачивания самой техники. Участником последующего эксперимента - пересадки мозга – стала обезьяна. Аналогичные опыты уже ставилися учеными в прошлом – в 70-х годах XX века. Тогда хирурги пришли к выводу, что если охладить голову до -15ºC, то мозг в результате всех действий не пострадает. Повторив эту методику, Серджо Канаверо смог успешно пересадить примату мозг; о других деталях эксперимента научная группа решила не сообщать. Все опыты проводились в Китае, где нет этических и законодательных ограничений на реализацию подобных спорных открытий. Новаторы, со своей стороны, подчеркивают, что первая трансплантация человеческой головы, как и планировалось, состоится в декабре 2017 года. Узнайте больше об этой области трансплантологии.