Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Первая в мире генетически модифицированная ящерица: фото

08 апреля 2019
/upload/iblock/6c2/6c2e61b97df12c1edeb2ca08f880c072.jpeg
Фото: University of Georgia
/upload/iblock/b60/b6068b695eafbae8255687091ab605bb.jpg
Фото: University of Georgia
Рептилия создана с помощью технологии CRISPR.
Редактирование геномов на основе методик CRISPR-Cas – перспективное направление в современной генной инженерии.

С его помощью ученые уже меняют гены собак и других животных, но опыты на рептилиях еще не проводились. Первопроходцами стали специалисты из университета Джорджии и их подопытные – коричневые анолисы (ящерицы из инфаотряда игуанообразные).

Проблема в применении CRISPR на рептилиях связана с особенностью их организмов. Обычно внедрение генетической конструкции производится сразу после оплодотворения яйцеклетки, но у ящериц уловить этот момент сложно: они хранят сперматозоиды в своих яйцеводах длительное время. Кроме того, оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочкой и не имеет внутреннего воздушного пространства, а это увеличивает риск повреждения эмбриона при введении инъекции.

Генетики подошли к вопросу с другой стороны и внедрили отредактированный ген в еще не оплодотворенные яйцеклетки. Цель модификации – отключить фермент тирозиназ, катализирующий синтез меланина и других пигментов. Сбой в его работе может приводить к альбинизму.

В рамках эксперимента ученые обработали 146 незрелых яйцеклеток у 21 рептилии, и в результате четыре ящерицы родились с бледно-розовой окраской.

Удивительным оказалось то, что CRISPR изменил не только материнские, но и отцовские гены. Эксперимент показал, что активность генетической конструкции выше, чем считалось ранее. А дальнейшие исследования могут помочь в изучении генов человека: у людей тирозиназа отвечает за процессы в развитии глаз.

Узнайте, зачем нужны генетически модифицированные комары.