Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Первый российский наноспутник передал сигнал с борта МКС

12 мая 2016
/upload/iblock/083/08307fa65bd51efbcca9af78f58ba675.JPG
Фото: tpu.ru
/upload/iblock/b7b/b7b11c71b624a7be8f3741225e2b7876.JPG
Фото: tpu.ru
Российский наноспутник, изготовленный при помощи 3D-технологий, передал с борта Международной космической станции (МКС) сигнал, который получили радиолюбители семи стран мира.
Наноспутник «Томск-ТПУ-120», имеющий размеры 30 х 11 х 11 сантиметров — первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий и уникальных материалов. Он был разработан в научно-образовательном центре «Современные производственные технологии» Томского политехнического университета (ТПУ) совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН. 31 марта 2016 года спутник был отправлен на МКС на борту транспортного грузового корабля «Прогресс МС-02» с космодрома Байконур; на станции он работает со 2 апреля. Задача его разработчиков — протестировать в условиях космоса новые материалы, из которых изготовлен спутник. Утром 11 мая, в день 120-летия Томского политеха, наноспутник передал на Землю поздравительное сообщение на 11 языках мира: русском, английском, немецком, французском, португальском, китайском, арабском, татарском, казахском, хинди и испанском. Поздравление, записанное студентами Томского политеха, звучит следующим образом: «На орбите 2016-й год – год 55-летия первого полета человека в космос. Мы, студенты Томского политехнического университета, внесшего весомый вклад в развитие космонавтики, приветствуем всех, кто нас слышит. В эфире борт малого космического аппарата: спутник, который мы сделали своими собственными руками в честь 120-летия со дня основания нашего университета. Мы желаем всем людям планеты мира и счастья, а тем, кто штурмует просторы Вселенной — космических достижений!». Как говорится в пресс-релизе ТПУ, на момент начала трансляции высота полета спутника над Томском составила угол 37 градусов над уровнем горизонта. Время приема сигнала — 10, 5 минут. За это время политехники услышали поздравления на четырех языках. Обращение прозвучало над всем миром: его услышали радиолюбители из США, Украины, Великобритании, Германии, Саудовской Аравии, Венгрии. Поймать сигнал можно на частотах 145,8 МГц и 437,025 МГц. Нужно помнить, что частота смещается, так как спутник движется. В следующие дни спутник будет пролетать над Томском не только в утреннее, но и в дневное время. Узнать о времени нахождения станции над своим городом можно с помощью программы Orbitron и подобных онлайн-сервисов. Узнайте о других научных разработках ученых из ТПУ.