Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Почему был перенесен старт с космодрома Восточный

05 мая 2016
/upload/iblock/4a9/4a919e53128a6994dcee78cd2d05d2ec.jpg
/upload/iblock/394/394954dc3eaae216ed1b8816382ba5f4.jpg
/upload/iblock/306/3067a2e561b38a49142d4bff98a47b61.jpg
/upload/iblock/a0c/a0c09375e5caa079b38a44215e17ce5e.jpg
Фото: Roscosmos.ru
Государственная комиссия установила проблему, из-за которой первый пуск ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Восточный состоялся на сутки позже запланированной даты.
27 апреля 2016 года в 5:01 по мск должен был состояться первый запуск ракеты «Союз-2.1а» с нового российского космодрома Восточный, но он был отложен на сутки за 1,5 минуты до старта: контрольно-измерительная техника зафиксировала ошибку и не выдала команды на разъем борт-земля. Причины отбоя пуска изучала Государственная комиссия. К настоящему времени представлены ее выводы. Как рассказал «Известиям» источник в руководстве госкорпорации Роскосмос, примененный в ракете кабель был изготовлен не по конструкторской документации и оказался без нескольких необходимых перемычек. Кабель был выпущен на екатеринбургском НПО автоматики имени академика Семихатова. По словам источника в Роскосмосе, основную ответственность за случившееся «наверняка понесет руководство екатеринбургского НПОА, но с ним также и те, кто отвечал за полноту методики испытаний наземной системы управления на космодроме». Первыми из-за срыва старта на Восточном пострадали глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ракетно-космическую и оборонную отрасли. Президент России Владимир Путин объявил им официальные выговоры за срыв старта, за которым приехал наблюдать лично. В обычной ситуации перенос запуска на сутки не считается нештатной ситуацией: такое происходит везде и регулярно, пояснил собеседник «Известий». По его словам, выговоры были объявлены не столько за сорванный старт, сколько в целом по совокупности событий на Восточном: вначале был сорван график подготовки, из-за которого первый пуск, официально назначенный президентом на 2015 год, перенесли на 2016-й. Низкое качество комплектующих нередко подводит российские космические аппараты; 2015 год оказался рекордным для России с точки зрения отказов космической техники. Так, из-за плохо проверенных на Земле деталей выходили из строя спутники системы ГЛОНАСС. В апреле неудачно закончился запуск корабля «Прогресс» с грузом для МКС, в мае неудачно стартовал «Протон» с мексиканским телекоммуникационным аппаратом. Также в 2015 году на орбите отказали зарубежные спутники российского производства: EgyptSat 2 (в апреле) и AMOS 5 (в ноябре). В начале декабря космические войска утратили при запуске спутник «Канопус-СТ», и, наконец, в прошлом году вышел из строя на орбите космический аппарат военного назначения «Кондор-Э».