Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Почему кофе снижает уровень стресса?

Популярная Механика
16 июня 2015
/upload/iblock/1f8/1f8c5c3250a8bea19cb0d7b250daf309.jpg
Перерыв на кофе.
Фото: Андрей Литвиненко
/upload/iblock/4a3/4a3ba3d04de5e4adbcd051254a1266ac.jpg
Фото: Павел Фурманюк
/upload/iblock/72a/72a88bb19c5394c6ec6cbb1828350e0b.jpg
Фото: Chrisnova
Ученые из Коимбрского университета (Португалия) выяснили, почему кофеин снижает уровень стресса в организме.
Стресс является совокупностью реакций организма на воздействие физических или психологических неблагоприятных факторов и часто сопровождается выбросом гормонов, повышенной готовности мышц к физической активности, росту скорости реакции и повышению болевого порога. Кофе, чай и другие напитки с содержанием кофеина субъективно снижают уровень стресса, но природа такой реакции организма долгое время оставалась непонятна. Чтобы выяснить это, ученые провели эксперимент на мышах, в ходе которого одна группа животных получала кофеин, а другая обходилась без него. Обе группы мышей в течение трех недель подвергались внезапным стрессам, под действием которых животные прекращали набирать вес, а в головном мозге снижалась пластичность синаптических связей, которая является основным механизмом формирования памяти и обучения. В гиппокампе наблюдалась повышенная концентрация рецепторов аденозина А2А, но при этом мыши, получавшие кофеин, не испытывали этих симптомов и спокойно набирали вес также, как животные, не подвергавшиеся стрессу. На основе результатов испытаний ученые сделали вывод, что кофеин обладает антистрессовым воздействием. Рецептор аденозина А2А участвует в регуляции целого ряда биологических процессов, включая потребление кислорода сердечной мышцей. Эти белки негативно влияют на гиперактивные иммунные клетки, уменьшая вероятность воспаления в местах иммунного ответа. Затем для части мышей кофеин заменили на селективный антагонист рецепторов аденозина KW6002 и удалили у них ген, отвечающий за формирование рецепторов аденозина А2А. В результате обе группы мышей также оказались невосприимчивы к стрессу. Таким образом, лучшим способом нейтрализации стресса исследователи считают блокаду рецепторов с помощью антагонистов вроде KW6002, которые схожи по механизму действия с кофеином. Теперь ученые планируют изучить механизм воздействия кофеина на людей.