Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Почему лишь 10% людей – левши? Вот что известно ученым

Михаил Сысоев
10 августа 2020
_-.jpg
Фото: pikrepo.com
На этот счет существует много теорий.

Процент левшей примерно одинаков в любой точке нашей планеты, и ученые годами пытаются понять, с чем связано то, что левши и правши не рождаются с соотношением 50×50.

Некоторые эксперты предполагают, что за это ответственно социальное сотрудничество, которое развивалось на протяжении тысячелетий и привело к доминированию правшей. Другими словами, когда сообщества действуют вместе — с точки зрения обмена инструментами и жизненными пространствами — выгодно использовать одну и ту же руку.

Другие предполагают, что это связано с устройством полушарий мозга: левая половина контролирует правую сторону тела, а правая половина контролирует левую сторону тела. Считается, что, если мозг большинства людей использует левое полушарие для управления речью и мелкой моторикой, это смещение приводит к тому, что правая рука также становится доминирующей.

Одной из наиболее распространенных гипотез, объясняющих редкость леворукости, связана с генетической мутацией, которая могла произойти в далеком прошлом человечества, сместив языковые центры мозга в левое полушарие и привело к преобладанию праворукости. Исследователь Аласдер Уилкинс выдвинул эту теорию еще в 2011 году.

И хотя генетика играет большую роль в определении руки, это не весь ответ. Родители-левши с большей вероятностью будут иметь детей-левшей, чем родители-правши, но в целом у них все равно больше детей правшей.

Исследователи пытались определить, какие именно гены повышают шансы стать левшой. В 2019 году анализ 400 000 индивидуальных записей выявил первые генетические области, связанные с руками. Другие исследования также показывают, что существуют десятки генов, которые играют роль в определении того, будем ли мы писать левой рукой или правой.

Другие исследования связывают такие факторы, как уровень эстрогена и положение при рождении, с разным уровнем леворукости и праворукости. Приводится много соображений, и исследователям трудно связать их все вместе. Это означает, что пока невозможно точно сказать, почему вы родились левшой или правшой, но ученые явно работают над поиском ответа.

Узнайте, как новые открытия помогают избавиться от зависимостей.