Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Наука
Почему умирающие видят свет в конце туннеля
17 апреля 2015
/upload/iblock/a74/a74f3baa7d581d5ff730891dab5e1ff1.jpg
Фото: niwasan / Flickr.com.
Люди, пережившие остановку сердца, описывают свои ощущения как путешествие к свету по туннелю; нередко вся их предыдущая жизнь в считанные секунды проносится перед глазами. Ученые объяснили, почему это происходит.
Исследованием связи между деятельностью мозга и сердца в момент клинической смерти занимались медики из Университета штата Мичиган. Опыты проводились на девяти крысах: ученые подвергли их удушению, измеряя при этом состояние животных при помощи специально разработанного аппарата «electrocardiomatrix», объединяющего функции электроэнцефалографа и электрокардиографа. В ходе эксперимента над крысами выяснилось, что сразу после остановки сердца мозг на протяжении 30 секунд остается не просто живым и дееспособным – его активность резко возрастает. В коре мозга выделяется несколько десятков нейротрансмиттеров – химических веществ, задействованных в передаче информации между нейронами и клетками мускулов. Одновременно в этот же момент заметно учащаются мозговые волны высокой частоты (гамма-осцилляции). В результате этих процессов между мозгом и сердцем устанавливаются новые связи: мозг продолжает подавать сигналы сердцу, и мозговые ритмы, восстановив сердцебиение, входят в синхрон с пульсацией сердца. Повышенный уровень активности мозга, по всей видимости, и приводит к распространенным галлюцинациям, которые описывают люди, пережившие клиническую смерть. Однако эксперименты проводились с целью решить другую, более важную задачу. В пояснении, опубликованном на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, авторы подчеркивают, что механизм, приводящий к смерти здоровых органов, сердца и мозга, при отсутствии кислорода до сих пор не достаточно изучен. В случае, если бы ученым удалось найти ответы на все связанные вопросы – шансы людей выжить после остановки сердца значительно возрастут. Во время опытов, в числе прочих действий, ученые блокировали сигналы от мозга к сердцу. Неожиданным результатом оказалось то, что фибрилляция желудочков сердца при этом уменьшалась, а активность мозга продолжалась даже в отсутствие кислорода. Ранее считалось, что именно сердце, лишая мозг кислорода, отвечает за общую гибель организма. Новые выводы потребуется изучать и проверять более глубоко, но экспериментаторы уверены, что они уже сейчас находятся на верном пути. В случае, если медики научатся правильно блокировать с помощью лекарств связи сердца и мозга во время клинической смерти – это может помочь вернуть к жизни множество пациентов. Узнайте, почему в день рождения высок риск смерти, а также читайте статью о тайнах мозга.