Наука

Под дном океана при температуре выше точки кипения обнаружена жизнь

National Geographic Россия
08 декабря 2020
Ученые снова задались вопросом, как далеко простираются границы жизни на нашей планете.

Биологи обнаружили одноклеточные организмы, живущие в отложениях на глубине 1180 метров под океаном при температуре 120 градусов по Цельсию.

«Вода закипает на поверхности Земли при температуре 100 градусов по Цельсию, а мы обнаружили организмы, живущие в отложениях при температуре 120 градусов по Цельсию», — Артур Спивак, профессор океанографии Университета Род-Айленда.

Геохимическая экспедиция, обнаружившая организмы в экстремальных условиях, проводилась в 2016 году. Она была организована Японским агентством морских наук и технологий и немецким центром морских и экологических наук MARUM при Бременском университете. Результаты исследования двухмесячной экспедиции будут опубликованы в журнале Science.

Ученые обнаружили 40 000 различных типов микроорганизмов в образцах керна из 40 участков по всему миру. Один из таких участков находился в Нанкайском желобе у побережья Японии, где глубоководное научное судно Chinkyu пробурило яму глубиной 1180 метров, чтобы достичь отложений, где температура достигает 120 градусов Цельсия.

«Мы нашли химические доказательства того, что микроорганизмы используют органический материал в отложениях, что позволяет им выжить», — говорят ученые.

По их словам, исследование может указывать на возможность существования жизни в суровых условиях на других планетах. Отложения, которые залегают глубоко под дном океана, представляют собой более чем суровую среду обитания. Температура и давление здесь неуклонно повышаются с увеличением глубины.

Глубинная биосфера все еще недостаточно изучена, и это вызывает фундаментальные вопросы: где находятся границы жизни и какие факторы ее определяют? Чтобы изучить, как высокие температуры влияют на жизнь в глубинной биосфере с низким энергопотреблением, необходимо обширное глубоководное бурение, отмечают исследователи.

«Лишь несколько научных буровых площадок достигли глубин, на которых температура в отложениях превышает 30 градусов по Цельсию. Поэтому целью экспедиции T-Limit было пробуриться на тысячеметровую глубину в отложениях с температурой до 120 градусов по Цельсию — и нам это удалось», — Кай-Уве Хинрикс, старший руководитель исследования

Еще одной неожиданностью для ученых стало то, что плотность микробной популяции резко упала при температуре около 45 градусов, а затем снова повысилась на большей глубине.

«Это удивительно — на дне океана с высокой температурой есть широкие интервалы глубин, которые почти безжизненны. Но затем мы смогли снова обнаружить микробную активность в более глубоких, даже более горячих зонах», — говорит соавтор исследования Фумио Инагаки.

По словам ученых, исследования образцов, собранных командой, будут продолжены.

«На разработку технологии исследования образцов, собранных с Луны, потребовалось несколько лет, и то же самое будет справедливо и для этих образцов из глубин океанических отложений. Сейчас мы разрабатываем технологию, чтобы продолжить наши исследования», — заключает один из участников экспедиции.

Почитайте, как ученые нашли жизнеспособные микробы в донных отложениях возрастом 100 миллионов лет.

Найдены 24 экзопланеты, которые лучше для жизни, чем Земля