Журнал №190, июль 2019

Под крылом опасности

Текст: Джереми Берлин Фотография: Марко Гроуб
04 мая 2013
/upload/iblock/31e/31e60a45244da1a373b5bdef4adb75f1.jpg
Чаан Шекерджиолу – орнитолог, американский профессор, возглавляющий отмеченную наградой группу защитников птиц у себя на родине, в Турции.

Чем вас привлекает ваше дело? Что вдохновляет?

Меня всегда влекла и влечет к себе природа. Когда другие ребята играли в футбол, я приносил домой насекомых и других животных. Мама даже отвела меня к психиатру! А самым главным вдохновителем был мой отец. В тяжелые для экономики времена он оставил надежную работу бухгалтера для того, чтобы основать первую в Турции фабрику по производству моделей самолетов. Этим он занимался 30 лет.

Что представляет реальную опасность в вашей работе?

Опасно все, от рутинной полевой работы до экзотики. Наблюдая за птицами, я подвергался нападению медведя гризли на Аляске и слона в Танзании, наступал на шумящую гадюку в Уганде, попадал в плен (меня приняли за шпиона), стоял под дулом пистолета в Эфиопии, когда угоняли мою машину, а в Коста-Рике меня преследовали бандиты с мачете в руках. Так вот, по правде говоря, меня больше пугают люди и автомобили, чем дикие животные.

Трудно ли быть защитником природы в Турции?

Да, трудно, особенно когда я критикую учреждения, от которых зависит судьба моих исследований. Но, как ученый, я обязан говорить правду. Власти много рассуждают об охране природы, но на деле продолжают лишь обогащаться за ее счет. Это демагогия. Они восстанавливают леса с помощью саженцев, но вырубают при этом более важные для природы массивы старых деревьев. Почти каждая река перекрыта плотинами, и организация, строящая дамбы, получает реку в полное распоряжение. Я пытаюсь остановить строительство плотины, которое уничтожит болота вдоль реки Аракс, где гнездится половина видов птиц Турции. Однако если я буду постоянно протестовать, меня накажут под каким-либо предлогом, который будет выглядеть вполне законно. Возмездие в Турции, как правило, осуществляется не напрямую, а опосредованно.

Охрана природы отнимает немало времени. Не мешает ли это научному росту?

Некоторые ученые считают подобную деятельность отвлекающим фактором. Но мои коллеги из Университета Юты относятся к моим проектам с пониманием и одобрением.