Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Под островом Маврикий найден древний континент

Николай Кулапов
03 февраля 2017
/upload/iblock/353/353f971fdf42e82f0dee925fafcdc376.jpg
Льюис Эшвол изучает горную породу на Маврикии.
Фото: Wits University – wits.ac.za
/upload/iblock/f47/f470569fc978af3f2702cb5a43f325ff.jpg
Чтобы определить возраст минералов, геологи использовали метод радиоизотопной датировки.
Фото: Wits University – wits.ac.za
Геологическая находка с Маврикия убеждает: под островом скрывается осколок сверхматерика.
Остров Маврикий находится в Индийском океане, примерно в 900 км к востоку от Мадагаскара. Возраст местных скал и камней, по геологическим меркам, невелик: максимум – 9 миллионов лет.

Однако последние исследования свидетельствуют: в основании Маврикия, под слоями «молодых» вулканических пород, заключены куда более древние геологические структуры, зародившиеся 2,5 – 3 миллиарда лет назад. Есть основания считать эти образования осколком древнего суперконтинента – Гондваны.

31 января с этим открытием выступили геологи Льюис Эшoл (Витватерсрандский университет, ЮАР), Михаель Виденбек (Германский геологического исследовательского центр) и Тронд Торсвик из Университета Осло.

Радужное пятно в центре кадра – крупный кристалл циркона. Светлая полоса слева – полевой шпат.
/upload/iblock/35e/35ec49d3de0ca5846ff5e90ce0b3fb4b.jpg
Wits University – wits.ac.za

Ученые установили возраст острова по кристаллам циркона, найденным в местной горной породе. В состав этого минерала входит радиоактивный элемент – уран. Подвергнув его радиоизотопному анализу, геологи смогли точно датировать кристаллы: они появились 2,5 – 3 миллиарда лет назад, причем глыбе трахита, в которой были найдены вкрапления, минуло «всего» 6 миллионов лет.

– Тот факт, что мы нашли такие старые образчики циркона, доказывает: породы в основании Маврикия – очень древние. Зародиться они могли только на континенте, – заявил профессор Эшвол.

Справедливости ради, группа Эшвола не была первой, кто обнаружил циркон на Маврикии. В 2013 его частицы были найдены в местном песке. Это говорило об истинном происхождении острова, однако исследование не выглядело убедительным: мелкие крупинки минералов могли прибыть на остров на подошвах путешественников или занесены ураганом. Открытие Эшвола и его коллег, сделанное три года спустя, подтверждает ранние наблюдения.

Историческая справка
Разделение Гондваны началось примерно 200 млн лет назад. Африка, Индия, Австралия и Антарктида, бывшие одним целым, отдалились друг от друга, а между ними образовался Индийский океан.
/upload/iblock/ad9/ad92a20c589bccb52a6ec362cf2a106a.jpg
Wits University – wits.ac.za

Многие мелкие фрагменты сверхматерика ушли под воду, но один из осколков, «застрявший» между расходящимися Африкой и Индией, оказался покрыт лавой. Именно так 6-7 млн лет назад сформировался остров Маврикий.