Журнал №191, август 2019

Полное затмение Суперлуны – 31 января на всех небесах страны

30 января 2018
/upload/iblock/fa2/fa2d72d0abe245deea611f7760782809.jpg
Фото: NASA
31 января 2018 года небо подарит редкое сочетание трех астрономических факторов: полное затмение Луны, которая одновременно будет Суперлуной и так называемой Голубой Луной.
В течение года происходит от двух до четырех лунных затмений, но далеко не каждое бывает полным: нередко Луна попадает в тень Земли только частично, и тогда наблюдается частное затмение, а если естественный спутник нашей планеты проходит область полутени, не входя в тень - тогда происходит полутеневое затмение. В последний день января-2018 состоится полное затмение Луны, и оно будет необычным. Луна окажется вблизи точки перигея, ее видимый диаметр увеличится примерно на 8%, то есть в земную тень войдет Суперлуна. При наступлении полного затмения Луна приобретает красноватый или коричневатый оттенок (цвет зависит от состояния верхних слоев земной атмосферы). Максимальная теневая фаза составит 1.32, что немного больше, чем во время прошлого полного затмения, которое происходило 28 сентября 2015 года. Вся полная фаза затмения будет хорошо видна за Уралом, а все теневое затмение от начала до конца – в Сибири восточнее реки Иртыш. Наилучшие условия для наблюдения в России сложатся на Дальнем Востоке.
/upload/iblock/119/1195a66ce5fba82a681e50469ba3b028.jpg
В Москве красновато-бурая Суперлуна взойдет над горизонтом только после 17:00 мск 31 января. В случае ясного неба наблюдать медленное исчезновение ее красного оттенка можно еще в течение часа. Однако самая первая фаза этого астрономического события, полутеневое затмение, наступит уже в 13:49 мск. На сайте NASA будет организована трансляция, которая позволит людям из любой точки планеты и независимо от погодных условий полюбоваться редким астрономическим явлением. Специалисты Московского планетария также напоминают, что это будет второе Суперлуние 2018 года (первое состоялось 2 января 2018 года). И, наконец, Луна на это короткое время будет называться Голубой: узнайте, почему.