National Geographic №194, ноябрь 2019

Посланцы с небес

Текст: Мария Кожевникова Фотографии: Андрей Бронников
08 сентября 2011
/upload/iblock/19d/19dea901f313a5a74e4ad6f426bb6c59.jpg
Сихотэ-алинский железный дождь, экземпляр «пуля». Падение: 12 февраля 1947 года. Место падения: Россия, Приморский край. Тип: железный. Октаэдрит. Вес образца: 10,8 грамма, размеры 1,5 х 1,4 х 1,3 см.
/upload/iblock/1e6/1e6c7a3a292901b2e903eb02340ae7cf.jpg
Стерлитамак. Падение: 17 мая 1990 года. Место падения: Россия, Башкирия. Тип: железный. Октаэдрит. Вес образца: 159 граммов. Размеры: 5,3 х 5,0 х 2,1 см. Поздним майским вечером, около 11 часов, Борис Крылов с женой и дочерью шли от сарая к дому. Начинало темнеть. Но внезапно местность ярко осветилась, Борис посмотрел на небо – и увидел летящее яркое нечто, разогнавшее на своем пути облака. Через пару секунд жителям сразу нескольких деревень показалось, что земля вздрогнула. Из окон вылетали стекла, предметы падали из рук, орала сигнализация в магазине. Старики крестились, некоторые даже испуганно вздрагивали: «Неужто война?» Ведь начинались неспокойные девяностые, «горячие точки» вспыхивали повсюду. Метеорит суммарным весом около тонны упал на колхозное поле в двух километрах от деревни, создав кратер диаметром 10 метров, и раскололся. Новую яму залило подземными водами, и сейчас на месте поля – озеро размером приблизительно 30 на 50 метров. Несколько кусков метеорита подобрали в окрестностях. Но крупнейший кусок, ушедший в глину на 10 метров, так и не достали – дорого.
/upload/iblock/526/5263508aef334b9e2aa2f8f938ac681f.jpg
Чебанкол. Найден в 1938 году. Место падения: Россия, Кемеровская обл. Тип: железный. Октаэдрит. Вес образца: 425 граммов, размеры: 10,2 х 6,5 х 1,5 см. Жизнь на золотом прииске близ ручья Чебанкол в 30-х годах прошлого века никто бы не назвал легкой. Но в июле 1938 года у старателя Семенова выдался удачный день: порода против ожидания была на удивление податливой, а на глубине 1,3 метра заманчиво блестела желтоватая глыба. Однако потенциальный слиток, добытый и очищенный от золотоносного песка, оказался железным камнем, ржавым, очень прочным, с чудными узорами. На глыбу ходил смотреть весь прииск, но никто не смог поднять ее. Неудивительно, весила находка почти 123 килограмма! Только через год глыба попала к ученым, а Семенов получил за «это железо метеорит» (так говорили на прииске) премию в сто рублей. Темно-серая каемка по верхнему краю образца – это окисление железа, появившееся за время, проведенное метеоритом на Земле. Полоски, образующие узор Чебанкола, – это монокристаллы железа с шестипроцентной примесью никеля. Видимая разница их оттенков (темные и светлые) вызвана тем, что они по-разному расположены в пространстве. Серебристый блестящий треугольный участок (в середине слева) – это железо с высоким содержанием никеля (от 20 до 60 процентов). Такой узор называют октаэдритовой структурой, а метеорит такого типа – октаэдритом.
/upload/iblock/906/906d6da4d7d89fe770a800adfb750720.jpg
Сихотэ-алинский железный дождь, экземпляр «Капля». Падение: 12 февраля 1947 года. Место падения: Россия, Приморский край. Тип: железный. Октаэдрит. Вес образца: 30,6 грамма, размеры: 6,4 х 1,4 х 1,1 см.
/upload/iblock/05c/05c07e4cd4028d938a41d12217ca7752.jpg
Сlipperton. Найден в 1986 году. Место падения: Тихий океан. Тип: каменный. Хондрит. Вес образца: 107 граммов, размеры: 8,8 х 7,4 х 4,7 см. Геологи, изучая подводные породы, обнаружили этот метеорит на глубине 5200 метров. Он стал первым «камнем с неба», поднятым со дна океана. Хондриты состоят из силикатных шариков – хондр.
/upload/iblock/b4c/b4c90f0fee7153cff22d87d279f87d91.jpg
Каракол. Падение: 9 мая 1840 года. Место падения: Казахстан, Семипалатинская обл. Тип: каменный. Хондрит. Вес образца: 2788 граммов, размеры: 14,0 х 12,0 х 10,0 см.
/upload/iblock/5d9/5d9358dfa63c603bc8aa000c0134476b.jpg
Esquel. Найден до 1951 года. Место падения: Аргентина. Тип: железокаменный. Палласит. Вес образца: 709 граммов, размеры: 22,2 х 14,5 х 0,7 см. Палласит – один из видов железокаменных метеоритов. Само слово произошло от названия первого найденного метеорита такого типа — сибирского Палласова железа. Метеориты всегда называют по ближайшим к месту их падения населенным пунктам или географическим объектам. Палассово железо, получившее свое имя в честь члена Петербургской академии наук Петра Симона Палласа, стало единственным исключением. Палласит Esquel обнаружил аргентинский фермер. Копая пруд, он наткнулся на глыбу весом 1500 килограммов. В метеоритах находят десятки новых, не существующих на Земле минералов. Так, в палласите Springwater был впервые обнаружен фаррингтонит, не представленный в породах Земли и найденный лишь еще в одном, русском, палласите. В распиленном и отшлифованном виде палласиты очень красивы благодаря своей структуре: они представляют собой железную губку, пустоты которой заполнены прозрачным минералом желто-зеленого цвета — оливином.
/upload/iblock/96a/96a77911cd7f1df965ececa545661002.jpg
Тунгусский метеорит. Падение: 30 июня 1908 года. Место падения: Россия, Красноярский край, Эвенкия. Тип: достоверно неизвестен. Вес: достоверно неизвестен. Даже через 20 лет после катастрофы (фото сделано в 1929 году) в радиусе 20 километров лежали деревья (верхушками от эпицентра) и остатки уничтоженных лесных избушек. На уцелевших растениях позже обнаружили странный ожог. Впоследствии его назвали лучевым: такие ожоги бывают при атомных взрывах.
Метеориты никогда не перестанут будоражить воображение людей. Ведь они - чуть ли не единственное вещественное доказательство существования других миров, пока не доступных для космических спутников и кораблей.
Камни с неба не падают! Так уже много столетий считали люди. Но в ноябре 1492 года никто не посмел назвать лжецами жителей эльзасского города Энсисхейма, что на Верхнем Рейне. Ведь все слышали ужасающий грохот и видели, как упал с неба на землю огромный (весом 126 килограммов) камень. Сам император Максимиллиан вскорости прибыл сюда и засвидетельствовал свершившееся чудо, объявив: «Да поможет этот камень победить врагов наших!» А дабы новому символу победы не вздумалось взмыть обратно к небесам, Максимиллиан приказал приковать его цепями к стенам городского храма. Как показало время – не зря. Благодаря удачной выдумке императора это событие стало первым надежно зарегистрированным падением метеорита (похоже, ничто не регистрирует надежнее цепей). И ранее падения камней с неба наблюдались неоднократно: они были зафиксированы в исторических анналах и церковных хрониках, о них писали авторы Древнего мира, античности и Средних веков, в частности, русские летописцы. Никоновская летопись повествует: весной 1421 года в Великом Новгороде огромная туча стала вдруг огненной, и посыпались из нее камни с обильным градом и дождем.
Самый крупный из найденных метеоритов уже несколько тысяч лет покоится в песках Намибии. Его вес 60 тонн, диаметр – около трех метров.
Живописуя эти чудеса, древние авторы предлагали каяться, исправляться и обожествлять небесные камни – но не хранить их. А благодаря находчивости Максимиллиана на обломок метеорита Ensisheim сегодня можно полюбоваться и в Москве, в Музее внеземного вещества Российской академии наук. Как падают звезды. «Метеориты – это осколки малых планет – астероидов. Либо тела, не вошедшие в планеты при их образовании», – объясняет Анна Скрипник, научный сотрудник лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии РАН. Анна также заведует Музеем внеземного вещества. Она говорит: «Астероиды, путешествуя по Солнечной системе, сталкиваются, и от них откалываются куски». А одни из самых ценных метеоритов – осколки пород Луны и Марса. «Звездной ночью можно видеть метеорные тела, – продолжает Анна. – Это те самые падающие звезды, глядя на которые мы загадываем желания. Вторгаясь в атмосферу (в среднем на скорости 15 километров в секунду), они начинают гореть. За несколько секунд полета в атмосфере обычно сгорает от 80 до 98 процентов массы тела. Если скорость тела выше 22 километров в секунду – оно полностью сгорает, не сумев долететь до Земли». Так гибнет большинство тел. Добравшиеся же до Земли становятся метеоритами. Значительная их часть падает в океан, занимающий большую часть планеты. Размеры метеоритов варьируются от миллиметров (абсолютное большинство) до метров, вес – от долей грамма до десятков тонн. В год на Землю падает примерно 500 метеоритов размером с кулак и больше, находят из них 10–20. Самый крупный найденный метеорит, Гоба, уже несколько тысяч лет покоится в песках Намибии. Его вес 60 тонн, диаметр – около трех метров. Вообще пустыни Африки, как и льды Антарктики – крупнейшие природные «коллекторы» метеоритов. За счет исследований этих мест число найденных метеоритов за последние 20 лет выросло в 10 раз. Ученые буквально гоняются за «небесными камнями», поскольку они – самые древние породы Солнечной системы. Возникнув 4,5 миллиарда лет назад, они почти не изменились, в отличие от пород Земли. С 2003 года РАН вновь выплачивает премии за «сдачу метеоритов». Анна объясняет: «Наша лаборатория метеоритики – единственная организация в стране, которая может дать заключение, что метеорит – настоящий, и зарегистрировать его в Международном метеоритном обществе. Премии нашедшему зависят от редкости, величины и даже красоты находки, но они не меньше 10 тысяч рублей. Найти метеорит, даже видя его падение, непросто». Падение крупного метеорита можно увидеть и днем. По небу, оставляя след, стремительно проносится яркий огненный шар (его называют болид). Он может сиять ярче солнца и даже создавать вторые, подвижные тени. Темной же ночью он осветит местность не хуже луны. Обычно люди видят болид на расстоянии 20–30 километров от него. А им кажется, будто он падает рядом. Очевидцы бегут и... подбирают первый попавшийся камень, уверенные, что это метеорит. Посадки мягкие и не очень. Многие считают, что упавшее тело должно плавиться. Действительно, входя в атмосферу, оно раскаляется, но движется так быстро, что расплавленный слой отлетает (видимый огненный след), и тело не успевает прогреться изнутри. На высоте 5–10 километров небольшое тело теряет космическую скорость и начинает падать вертикально. Поэтому оно не может влететь в форточку: либо, успев погасить космическую скорость, оно падает вертикально, либо (более крупные тела) – встречает Землю «под углом». Но в последнем случае не останется не то что форточки – не будет ни окна, ни дома, ни хозяев. Один кратер.
«Так образовался Аризонский кратер в США, глубиной 174 метра и диаметром больше километра. Он возник около 50 тысяч лет назад при падении метеорита диаметром метров тридцать. Был взрыв, по мощности сравнимый с несколькими атомными бомбами, одновременно взорванными над Хиросимой», – объясняет Анна. На Земле существует около 200 кратеров диаметром в десятки километров. Железо как дар небес. Метеориты делят на три основных класса: каменные – из силикатов; железные – из самородного железа; железокаменные, где и того и другого примерно поровну. Из падающих метеоритов 92,8 процента – каменные; железные и железокаменные – 5,7 и 1,5 процента соответственно. Однако среди найденных железные составляют до сорока процентов. Объясняется это просто: каменные метеориты трудно отличить от обычных булыжников. А вот самородное железо на Земле практически не встречается – благодаря чему наука и признала метеориты. Несмотря на свидетельства очевидцев, еще в XVIII веке ученые были уверены: падающие с небес камни – это физически невозможно и вообще антинаучно. Изменить эти представления помог казак Яков Медведев, в 1749 году обнаруживший под Красноярском глыбу весом около 700 килограммов. Спустя 20 лет о находке узнал ученый Петр Симон Паллас и доложил о ней в Петербург. Нет, он не предполагал небесное происхождение камня – глыба была интересна тем, что содержала много самородного железа. Массовые залежи таких глыб произвели бы революцию в кузнечном деле! Больших залежей не обнаружили, революции не случилось. Последствия оказались важнее. Глыба, названная в честь ученого Палласовым железом, получила широкую известность в мире, и в конце XVIII века появилась гипотеза о ее внеземном происхождении. Так возникла наука метеоритика. Да и идею самого железа древним людям могли подарить те же метеориты. Ибо на Земле в свободном состоянии этот металл встречается крайне редко, а получение его из руд – процесс слишком сложный для первобытных людей. Зато они могли, находя железные метеориты, пытаться применять незнакомый металл. Подтверждают эту версию найденные древние железные метеориты со следами деятельности человека. А также тот факт, что у многих народов железо считалось упавшим с неба либо название его было связано с небесами и звездами. Метеориты принесли нам железо. А могли ли они принести жизнь? «Идея о том, что жизнь на Землю была занесена метеоритами, имеет право на существование, – говорит Анна. – Но не стоит полагаться на сообщения о том, что в метеоритах находят следы жизнедеятельности внеземных бактерий. Пока не было доказано, что они – именно внеземные, а не появились за время, проведенное метеоритом на Земле». Жизни в метеоритах не обнаружено – зато обнаружено то, из чего она бы могла возникнуть. Как известно, основа жизни – белки. Существует очень редкий тип метеоритов – углистые хондриты. В их состав входят аминокислоты (то, из чего состоят белки) и вода. Тунгусский неметеорит. Итак, метеориты были признаны наукой, их стали изучать, казалось, что картина проясняется. Но ровно сто лет назад небо подкинуло очередную задачку. 30 июня 1908 года в 7 часов утра в районе реки Подкаменная Тунгуска (Красноярский край) жители территории радиусом до 800 километров видели несколько секунд очень яркий болид. Затем прогремел взрыв, слышимый на расстоянии свыше 1000 километров. В домах задрожали стены и вылетели стекла. В 80 километрах от взрыва людям казалось, что на них горит одежда, они падали, сбитые с ног раскаленной воздушной волной, которую зафиксировали приборы не только в Сибири, но даже в Петербурге и в совсем далекой Англии. Район был труднодоступным, а стране вскоре стало не до тайн: Первая мировая война, затем Гражданская. Первая экспедиция во главе с Леонидом Куликом попала в район катастрофы лишь в 1927 году. Найденные в эпицентре ямы с водой ученые приняли за метеоритные воронки. Однако ни в них, ни в окрестностях не было найдено ни грамма внеземного вещества. Позже оказалось: ямы с водой – следы вечной мерзлоты, растаявшей во время взрыва. В Великую Отечественную Леонид Кулик добровольцем ушел на фронт и погиб. После войны исследования продолжили другие ученые и многочисленные энтузиасты. Загадка стала очень популярной. И сегодня в ответ на вопрос: «Самый известный метеорит?» – любой ответит: «Тунгусский». А между тем самый известный метеорит метеоритом как раз не был.
Тунгусская катастрофа, скорее всего, - встреча Земли с кометой.
Сегодня принято считать, что в атмосферу Земли в июне 1908 года влетело ядро кометы. Комета – это небольшое (в среднем 20–40 километров в диаметре) ледяное ядро и облако выделяющегося из него газа и пыли – «хвост». В атмосфере тунгусское тело, вероятно, стало рыхлым комом снега радиусом метров 300. Ком не сумел долететь 10 километров до поверхности и взорвался, а снег, испарившись, стал газом, рассеявшимся в атмосфере. Это объясняет и необычайно светлые ночи, наступившие в Сибири и Европе после катастрофы. Часть ученых продолжает настаивать на версии твердого метеорита – однако доказательств этого не обнаружено. В любом случае Тунгусская катастрофа – самая серьезная встреча Земли с внеземным телом на протяжении многих веков. Космическая угроза. Помимо метеоритов и комет навещают нас и другие «гости из космоса». Самый опасный и, по счастью, самый редкий из них – астероид, малая планета. Диаметры крупнейших метеоритов – десятки метров, диаметр астероида – от сотен метров до тысячи километров. «Возможно, последний астероид, с которым столкнулась Земля, уничтожил динозавров и создал Мексиканский залив, – говорит Анна. – Это мог быть астероид диаметром 10–20 километров. Он упал на мелководье и вызвал чудовищный взрыв. Астероид и породы, с которыми он столкнулся, расплавились, и в атмосферу попала масса мельчайших частиц. Они тонким слоем обволокли планету, препятствуя проникновению солнечных лучей на долгие месяцы и годы. Отсутствие тепла и света и стало причиной вымирания динозавров. Наверняка были и другие подобные столкновения. Если столь же крупное тело приблизится к Земле на миллион километров – это уже опасно». Конечно, шансы такой катастрофы низки. Но как наверняка избежать судьбы динозавров? И можно ли будет что-то сделать, если новая комета вознамерится взорваться не над рекой Тунгуской, а, например, над рекой Москвой? Ведь в этом случае человеческие жертвы были бы огромными. На эти вопросы готовы ответить в Особом конструкторском бюро Московского энергетического института (ОКБ МЭИ). Заместитель генерального директора по науке Геннадий Харламов рассказывает: «Многие страны сейчас разрабатывают системы кометно-астероидной опасности. Два наших радиотелескопа РТ-64 помимо прочего ведут поиск опасных небесных тел. Астероиды, проходящие близко, обнаружить нелегко. Чем раньше мы это сделаем, тем больше времени для решения проблемы. Возможное средство – ядерный подрыв опасного тела. Если осуществить его на расстоянии миллиона, даже сотен тысяч километров – на нашей планете это не должно отразиться. Но в одиночку такой проект не потянет ни одна страна мира, необходимо будет объединяться. Либо можно запустить ракету, которая чуть заденет астероид, заставив его изменить траекторию движения». Что касается собственно метеоритов, на их счету кровавых жертв нет. Максимум того, что им удавалось пробить, – багажники пустых машин и крыши сараев. Опасно столкновение с ними для спутников связи, которые все плотнее «заселяют» околоземную орбиту. Но в целом метеориты – пока самые мирные гости Земли. И самые красивые.