National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/821/82118be6d4b4f36aebc37ea96f4c9267.jpg
/upload/iblock/41a/41a05c622d66d68eb9359fda9c7575b8.jpg
/upload/iblock/37d/37d31940367aeea6dc593ccee9c7fc58.jpg
Фото: Роскосмос
Российский космонавт Михаил Корниенко вместе с американским коллегой Скотом Келли первыми в XXI веке провели на орбите около года. Вернувшись на Землю, Корниенко участвует в эксперименте, помогающем адаптироваться к земным условиям.
Летчик-космонавт, Герой России Михаил Корниенко дал первое после возвращения на Землю интервью, рассказав о миссии, состоянии здоровья и дальнейших планах. Как и у его предшественников, первое впечатление от встречи с родной планетой подарили запахи и насыщенность воздуха. «Контраст по-настоящему разительный, потому что на станции воздух выхолощенный – постоянно работают системы кондиционирования и очищения. Там, конечно, нет «живого» запаха. А когда после долгого полета прилетаешь на Землю, и открывается люк спускаемого аппарата, то кажется, что тот воздух, что идет в кабину, можно действительно резать ножом и намазывать на хлеб»,- признался космонавт. В ходе своей предыдущей экспедиции Корниенко провел на орбите 177 суток, и это помогает ему легче переносить адаптацию после проведенных в космосе 340 дней. «Я понимал, как надо заниматься на станции, что надо делать. И, наверное, основным стимулом было доказать, что после длительного полета человек может продуктивно работать, действовать, мыслить»,- рассказал он.
Реабилитация проходит в два этапа: 20-дневный период острой адаптации в профилактории Звездного городка, а затем режим меняется на санаторный, и восстанавливаются космонавты уже на базе российских курортов. Первый этап, по словам Корниенко, достаточно трудный: с 7:00 до 19:00 космонавты участвуют в огромном количестве послеполетных экспериментов, позволяющих организму адаптироваться к гравитации. Кроме того, эксперименты ставят перед собой новые научные задачи. Один из них - «Созвездие», разработанный Центром подготовки космонавтов. На следующие сутки после полета космонавт, находясь в центрифуге, демонстрирует возможности вручную управлять спускаемым аппаратом. Космонавтов также ждет имитация выхода и работы на поверхности Марса: Корниенко вместе с Сергеем Волковым, также вернувшимся недавно с МКС, выполнят ряд действий, которые планируется осуществлять после высадки на Марс. За время пребывания на МКС в 2015-2016 годах российские специалисты выполнили обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов, поддерживали работоспособность станции и до конца оснащали ее оборудованием, доставленным грузовыми кораблями. Кроме того, каждый из космонавтов выполнил выход в открытый космос — Михаил Корниенко вместе с Геннадием Падалкой проработали за пределами станции 5 часов 34 минуты, а Сергей Волков с Юрием Маланченко — 4 часа 43 минуты. Участие космонавта Михаила Корниенко в годовом полете дает возможность российским ученым продолжить исследования, необходимые для подготовки миссий к другим планетам. В интервью Роскосмосу Корниенко сообщил о готовности отправиться в полет еще раз. Реабилитация проходит очень хорошо, и уже через полгода, как полагает космонавт, он снова может претендовать на место в составе экипажа МКС.