Журнал №191, август 2019

"Смертность достигает 95% при отсутствии лечения". Чума, которая где-то рядом

Диана Хомякова / Наука Сибири
21 июля 2016
/upload/iblock/650/650421e3244ea9b6109d7ce669133eff.jpg
Заведующая лабораторией молекулярной микробиологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Нина Викторовна Тикунова.
Фото: Из архива Нины Тикуновой
Когда слышишь словосочетание «бубонная чума», в голове сразу же всплывают страшные эпидемии средневековья. «Как хорошо, что мы живем в XXI веке, и такое уже не грозит», — думается нам. Между тем, как показал недавний случай на Алтае, болезнь ближе, чем кажется.
Что такое чума сегодня, чем отличаются ее формы, есть ли необходимость в вакцинации и может ли человек заразиться от домашних животных – в интервью заведующей лабораторией молекулярной микробиологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, доктора биологических наук Нины Викторовны Тикуновой. — Я действительно считала чуму побежденной, а оказалось, что ежегодно в мире ею заражаются около 2,5 тысяч человек (причем 5 — 10% случаев заканчиваются летальным исходом). Насколько распространена болезнь на сегодняшний день? — Для начала я развею ваше заблуждение. Как и вирусный клещевой энцефалит, чума — это природно-очаговое заболевание. В поддержание его очагов вовлечены членистоногие, млекопитающие и человек — постольку, поскольку он вторгается в эту систему. Полностью избавиться от чумы можно, только истребив в этих местах всех млекопитающих, а также членистоногих, которые живут за их счет. Разумеется, это не представляется выполнимым. Соответственно, уничтожить чуму в природе нельзя, но ее смогли победить как заболевание с открытием антибиотиков. Природные очаги чумы до сих пор сохраняются, например, в засушливых регионах Монголии, Китае и на прилегающих к ним территориях, в частности, на Алтае. — Насколько мне известно, есть несколько форм чумы, причем некоторые из них поддаются лечению гораздо хуже. Чем они различаются? — Существуют три формы заболевания: бубонная, легочная и первично-септическая. По сути, они вызываются одной и той же бактерией. Все зависит от того, каким путем микроорганизм попал в пациента, и от состояния иммунного статуса последнего. Бубонная чума на сегодняшний день хорошо поддается лечению, за исключением тех случаев, когда к врачам обратились совсем поздно, и заболевание уже перешло в следующую стадию, при которой бактерии циркулируют по всему организму. Кстати, в этот момент больной очень заразен, и даже прикосновение к его одежде может быть очень опасным. При этом он еще и подкашливает, из-за чего бактерии передаются окружающим также аэрозольным образом. Бубонной чумой заболевают, если патоген попадает в кровь через кожу. Если бактерия проникает аэрозольно, при вдыхании, то заражаются клетки альвеолы и возникает легочная форма болезни, которая значительно опаснее. При первично-септической форме чумы заражение тоже происходит через легкие, но здесь инфекция генерализуется практически мгновенно. Именно в этом случае больные могут погибнуть буквально в течение трех-пяти часов после заражения. — До последнего происшествия на Алтае в России случаи заболевания чумой не были зафиксированы с 1979 года, в то время как на территории соседних государств (Монголии, Китая) они регистрировались достаточно регулярно. С чем связана такая ситуация?
— Это может зависеть от двух факторов: поведения людей и состояния имеющихся природных очагов. С одной стороны, последние у нас могут быть менее напряженными, с другой — меньше плотность населения вокруг них. Также к чести российского, а ранее и советского здравоохранения, стоит сказать, что начиная с ранних лет советской власти у нас в стране очень хорошо был поставлен так называемый противочумный контроль. Многие знаменитые сегодня научно-исследовательские институты выросли из противочумных станций. В России сейчас существует вакцина, которая достаточно хорошо защищает от бубонной формы чумы, но не спасает от легочной. Другую изобрели в США, но она оказалась не слишком удачной, и ее сняли с производства, сейчас предпринимаются попытки создания генно-инженерной вакцины. Помимо этого, у нас есть хорошая система наблюдений. Очень долго сохранялась настороженность по этому вопросу, которая, наряду с антибиотиками, и помогла победить чуму в стране. Единичные случаи заражения могут быть связаны с тем, что «задышал» очаг в соседнем регионе, и с животными болезнь попала к нам. — Республика Алтай начала массовую вакцинацию жителей от бубонной чумы. Есть ли в этом необходимость? — Я вообще сторонник вакцинации. Существует целое течение противников этого явления, но мы за свою жизнь каждый день сталкиваемся со множеством аллергенов и иммуногенов, которые так или иначе нас «вакцинируют». Наш организм, собственно, настроен на то, чтобы встречать эти молекулы и готовиться к новым встречам. То есть сама по себе идея вакцинации не противоречит нашей природе. Другое дело, что некоторые прививки достаточно тяжело переносятся организмом. Конкретно противочумная вакцина разработана на основе живого невирулентного штамма. На мой взгляд, проще привить население, чем ожидать следующих случаев заражения. Сама по себе чума развивается молниеносно, от трех до девяти часов. И если на Алтае уже наткнулись на сурка, который со всей очевидностью переносил это заболевание, значит, в том очаге есть и другие больные животные. Зачем ждать, когда люди с этим столкнутся? Тем более, если есть вероятность, что человек в момент заражения будет находиться далеко от медицинских учреждений и не сможет вовремя обратиться к врачу. — Иммунитет человека совершенно не способен самостоятельно победить чуму? — Нет. Известно, что при отсутствии лечения смертность от чумы достигает 95%. То есть крайне редко, всего лишь в 5% случаев, происходит самовыздоровление. Однако сейчас всем пациентам вводят антибиотики, а как происходило самоизлечение в древности, неизвестно. Есть предположение, что некоторые люди генетически устойчивы к этой болезни. — Чумка, которой болеют домашние животные, например собаки, имеет ли что-то общее с чумой и представляет ли опасность для человека? — Нет. Например, чума свиней вообще вызывается вирусом, а не бактерией, и он очень специфичен — к свиньям, к диким кабанам. То же самое и с чумкой. Это совсем другое царство, и, к счастью, к человеку оно не имеет никакого отношения. Полную версию интервью Нины Тикуновой читайте на сайте "Наука Сибири".