Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Природа Испании страдает от нашествия улиток

24 февраля 2014
/upload/iblock/bbe/bbe8a0f2500900e233632f60d94ac47e.jpg
Ампуллярия Pomacea bridgesii. Автор фото: MdE (de).
/upload/iblock/10d/10da23bcb264437e45c8caee50bb6001.jpg
Кладка яиц улитки Pomacea canaliculata. Автор фото: Dr. Raju Kasambe.
Южноамериканские пресноводные улитки семейства Ампуллярииды – Pomacea maculata и другие родственные виды – стали настоящим бедствием для природы Испании. Сейчас от них серьезно страдает сельское хозяйство, а в ближайшем будущем невосполнимый урон будет нанесен и дикой природе.
Экзотические ампуллярии не встречались в Испании и, в частности, в Каталонии до того, как их завез сюда человек. В 2010 году одна из компаний начала разводить улиток, пользующихся спросом у аквариумистов, в дельте реки Эбро, после чего эти моллюски были обнаружены в городских дренажных системах. Не имея на этих территориях естественных врагов, при этом оказавшись в идеальных для себя климатических условиях, ампуллярии быстро освоились и стали активно размножаться. В частности, самки могут откладывать до 400 яиц каждые 15 дней. Взрослые моллюски достигают в величину 10-15 сантиметров; одна особь за день способна съедать до 15 корней ростков риса. Уже с прошлого года каталонские фермеры ощущают последствия этого вторжения. Сначала они пытались вручную собирать вредителей, но к успеху это не привело: обнаружить сотни крохотных яиц, приклеенных к растениям, невозможно. В результате на наиболее пораженных территориях сейчас обитает по 12 улиток на 1 кв. метр. Согласно прогнозам, рисовые поля в дельте Эбро на побережье Средиземного моря лишатся как минимум половины урожая. В рамках борьбы с ампулляриями планируется осушение территорий, поскольку эти виды моллюсков предпочитают жить в водной среде. Но и это не пойдет сельскому хозяйству на пользу: помимо невозможности выращивать рис на обезвоженных землях, фермеры также лишатся субсидий от Европейского Союза. За поддержание рисовых полей затопленными в зимний период фермеры сейчас получают от ЕС субсидии. Это делается для того, чтобы птицы, предпочитающие болотно-водную среду, не лишились места своего обитания. Теперь же ЕС распорядился осушить 7 тысяч гектаров полей. Фермеры не получат субсидий, а птицам придется искать новые заболоченные территории. Но и осушение полей в долгосрочной перспективе проблему не решит. Согласно исследованиям европейских экспертов, ампуллярии могут прижиться во многих регионах Испании, на юге Франции, Италии, Греции и по берегам Дуная. «Доставят» их туда все те же птицы, к чьим перьям незаметно приклеиваются молодые некрупные моллюски. Ученые предупреждают, что дальнейшее распространение южноамериканских улиток по Европе доведет хрупкую экосистему до «точки невозврата», а страдать будут не только сельскохозяйственные посевы, но и любая растительность на водных территориях, что, в свою очередь, отрицательно скажется на кормовой базе птиц, животных и рыб.

США страдают от вторжения вонючих клопов