Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Продлить жизнь и вернуть здоровье: успешные опыты на мышах

04 февраля 2016
/upload/iblock/f96/f96438764b689cbc2d2c4d56a9554f81.jpg
Фото: Global Panorama
/upload/iblock/3ef/3ef70064efb55fadc6a70c97a7843b46.jpg
Фото: Minyoung Choi
Ученые нашли способ продлить жизнь с одновременным оздоровлением организма: поставленные на мышах опыты оказались успешными.
Исследование провели специалисты из клиники при медицинском колледже Майо в штате Миннесота. В итоговой статье, опубликованной в журнале Nature, они поясняют, что на протяжении жизни организма часть его клеток утрачивает способность к делению. В молодости иммунная система регулярно обновляет организм, удаляя «застойные клетки», но с годами это происходит все медленнее. В результате скопление подобных клеток приводит не только к старению, но и к развитию сердечной недостаточности, артрита, болезни Альцгеймера или рака. Опыты проводились на лабораторных мышах; в задачу входило удаление гена Cdkn2a, ответственного за одряхление клеток. Cdkn2a был модифицирован особым образом: его активация при помощи лекарства AP20187 должна была приводить к немедленной гибели клетки, утратившей способность к делению. Затем половине мышей из контрольной группы давали пищу с лекарством, а других кормили обычной едой. Результаты были подведены через две недели: у мышей, принимавших AP20187, число одряхлевших клеток уменьшилось в 8 раз. При этом заметно улучшилось их здоровье: нормализовалась масса тела и снизился риск развития рака и других болезней. По оценкам ученых, совокупность положительных изменений позволила увеличить продолжительность жизни мышей на треть. Таким образом выяснилось, что отсутствие «дряхлых клеток» не только не вредит организму, но и дает оздоровительный эффект. В дальнейшем планируется создать лекарство, подходящее для организма человека. В случае успеха жизнь людей можно будет продлить минимум на 30%, параллельно избавив их от множества заболеваний. Узнайте больше о других попытках борьбы со старением.