Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Пульс Земли: как смена сезонов меняет облик планеты

22 ноября 2017
/upload/iblock/714/71465891832dd68de678080620f22fba.jpg
/upload/iblock/872/872d7bf7d120db43e97def53ed093d90.jpg
/upload/iblock/cb9/cb9b7cf2345c5bb618b6042fbbe6ef17.jpg
Фото: NASA Goddard
В 1997 году NASA запустило спутник, чьей задачей было многолетнее изучение фитопланктона в Мировом океане. Объединив эти данные со спутниковой съемкой суши, ученые получили картину жизни Земли за 20-летний период.
Смена времен года сулит перемены: снег покрывает материки – и спустя несколько месяцев тает, цветущий планктон окрашивает поверхность водоемов в различные цвета; лесные массивы исчезают в пожарах, а на их месте появляются новые деревья; пустыни  в сезон дождей покрываются травой; даже Арктика зеленеет – глобальное потепление делает ее все более пригодной для растений.

Для визуализации жизни Земли были использованы данные спутника SeaWiFS, работавшего с 1997 по 2010 годы, в сочетании со съемкой, сделанной со спутников «Терра», «Аква» и «Суоми» за минувшие 20 лет.

Специалисты NASA поясняют, что не просто красочный видеоролик: данные, собранные за 20 лет, дают большой материал для анализа и прогнозов. Это отличная демонстрация того, как различные экосистемы реагируют на перемены погоды.

В частности, фитопланктон является важнейшей частью системы поддержания жизни на Земле. Он не только лежит в основе пищевой цепочки, но и поглощает углекислый газ, преобразуя его в органический углерод. С увеличением температуры Мирового океана меняются области распространения микроводорослей, а также сдвигаются сроки их цветения. На это реагируют морские животные. Кроме того, меняется объем кислорода, поступающий из океана в атмосферу Земли, что, в свою очередь, играет роль в изменении климата.

Посмотрите, как позеленела Арктика.