Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Радиоактивный углерод может помочь в борьбе с браконьерами

Софья Демьянец
03 июля 2013
/upload/iblock/b10/b10edf5a7d8ceea6de8e2422323c9c7c.jpg
По мнению природоохранных организаций, сегодня браконьерство находится на пике по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями. Автор фото: Schuyler S.
Ученые выяснили, что радиоактивный углерод, появившийся в атмосфере после испытаний ядерного оружия, может помочь экологам бороться с незаконной охотой на слонов.
По данным ООН, в 1980 году более половины популяции диких африканских слонов были уничтожены браконьерами. После этого, в 1989 году, было решено ввести запрет на торговлю слоновой костью. Когда осведомленность общественности о том, что эти животные находятся на грани исчезновения, увеличилась, мировой спрос на слоновую кость сократился. Однако сегодня, по мнению экологов, растущий спрос на слоновую кость существует в Китае и других азиатских странах (только за прошлый год ради бивней было убито 30 тысяч африканских слонов). Именно он является причиной того, что незаконная охота на слонов в настоящее время достигла значительных масштабов. Понять, когда была приобретена та или иная слоновая кость - до введения запрета или после - до сегодняшнего дня было почти невозможно. Однако теперь, благодаря новому открытию, ученые могут определить это по концентрации в слоновой кости радиоактивного углерода 14C. Так, количество радиоактивного углерода в атмосфере было удвоено во время испытаний ядерного оружия в 1952-1962 годы, а после испытаний его уровень начал постепенно снижаться. Сегодня количество радиоактивного углерода в атмосфере невелико, однако он по-прежнему поглощается растениями, а их поедают животные. Таким образом, 14C попадает в растительные и животные ткани. В разные годы, во время и после испытаний ядерного оружия, в животных и растительных тканях присутствуют разные концентрации этого углерода. И в зависимости от того, сколько изотопа углерода содержится в слоновьем бивне, можно точно определить, когда погиб слон. А зная это, можно понять, когда слоновий бивень поступил на рынок: после убийства слона его бивни относительно быстро отправляются на продажу. В свою очередь эта информация, по мнению исследователей, поможет экологам быстрее выходить на поставщиков нелегального товара. Источник: Bomb-curve radiocarbon measurement of recent biologic tissues and applications to wildlife forensics and stable isotope (paleo)ecology.