National Geographic №195, декабрь 2019

Расшифрована древнейшая ДНК человека

Наталья Иншакова
17 марта 2016
/upload/iblock/ab1/ab199000481c533e1f0b24b4496ed7ae.jpg
Реконструкция фигуры неандертальца. Neanderthal Museum, Меттманн, Германия.
Фото: Stefanie Krull/Wikipedia
Новое открытие ученых из Лейпцигского института имени Макса Планка может заставить по-другому взглянуть на эволюционное древо человека.
После долгих лет работы немецким антропологам удалось восстановить участки ДНК древних людей, останки которых были найдены в знаменитой пещере Сима-де-лос-Уэсос на севере Испании. До недавнего времени считалось, что кости и черепа 28 гоминидов принадлежали гейдельбергским людям. Но теперь выяснилось, что в пещере были захоронены настоящие неандертальцы, а значит, они жили уже 430 000 лет назад – на 100 000 лет раньше, чем считалось. Из этого открытия следует, что предшественники современных людей произошли от древних гоминидов около 750 000 лет назад. И вероятно, что их основным предком был не гейдельбергский человек, а менее известный Homo antecessor, живший в Испании 900 000 лет назад. Для того, чтобы выяснить все это, ученые проделали по-настоящему ювелирную работу. Ядерную ДНК удалось восстановить по участку кости и ногтю, которые извлекли с помощью стерильных супер-точных инструментов. Теперь им предстоит разгадать новую загадку – почему в геноме «пещерных» людей есть следы денисовского человека, жившего в тысячах километров от Испании.