Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Различий между мужским и женским мозгом не найдено

02 декабря 2015
/upload/iblock/bc7/bc7a94856922fb3a982f2a0adf9616a3.jpg
Фото: A of DooM/Flickr.com
/upload/iblock/6e8/6e8cd04a785d99911c10f520c5d2643b.jpg
Фото: David Schiersner/Flickr.com
/upload/iblock/96c/96cfe11c3eb51573f4ed83dd207eaf4a.jpg
Фото: A Health Blog/Flickr.com
Сравнив устройство мозга мужчин и женщин, ученые не нашли существенных различий между полами. Выяснилось, что мозговую активность определяет набор и тех, и других черт в самых разных пропорциях.
В середине XIX века ученые уверяли, что способны определить пол человека только лишь по изображению его мозга. Отчасти это было верно применительно к массе органа: мужской мозг в среднем на 100-150 граммов тяжелее женского. Однако этот параметр может зависеть от прочих физических характеристик организма. При этом нет прямой связи между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида. Самый тяжелый мозг - 2850 г - был обнаружен у человека, страдавшего эпилепсией и идиотией. Недавно группа исследователей из Тель-авивского университета под руководством Дафны Джоэль (Daphna Joel) провела сравнительный анализ головного мозга 1400 человек обоих полов. Используя магнитно-резонансные томограммы, ученые измеряли объем серого и белого вещества. Кроме того, на основе данных диффузионной спектральной томографии были составлены схемы распределения нервных волокон (белого вещества) по всему мозгу. В ходе научной работы было обнаружено несколько структурных различий между мужчинами и женщинами – например, в области гиппокампа. Эта часть лимбической системы участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти и удержания внимания. И хотя в среднем левый гиппокамп у мужчин больше, чем у женщин, отдельные примеры выбивались из этого правила: у ряда мужчин по сравнению с женщинами левый гиппокамп был меньше или сопоставим по размеру.
Составив список характерных «мужских» и «женских» участков по аналогии с гиппокампом, ученые заметили большой объем подобных «исключений»: от 23 до 53% образцов обладали как минимум одним «мужским» и одним «женским» участком. При этом полностью «женскими» или полностью «мужскими» чертами обладало менее 8% человек, а все остальные имели и мужские, и женские характеристики мозга в разных пропорциях. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Его авторы уверены, что это позволяет по-новому посмотреть на распространенное мнение о половых различиях на уровне мозговой деятельности. По их мнению, «женская эмоциональность» или «мужское здравомыслие» являются навязанными социумом стереотипами.