National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Реконструкция окраса динозавра доказала, что он жил в лесу

Популярная Механика
15 сентября 2016
/upload/iblock/01f/01fa39d1c61dc316ff157eda2052d0e3.jpg
Фото: Jakob Vinther, University of Bristol and Bob Nicholls/Paleocreations
/upload/iblock/1d3/1d36978ff3175aa1db6f8758176caf73.jpg
Окаменелые останки пситтакозавра
На коже пситтакозавра были причудливые узоры, по которым палеонтолог из университета Бристоля Джекоб Винтер (Jakob Vinther) и его коллеги сумели восстановить не только внешний вид рептилии, но и среду ее обитания.
Пситтакозавры были небольшими рогатыми динозаврами. Они обитали в Азии примерно 120 миллионов лет назад, в начале мелового периода. Многие представители отряда пситтакозавров были пернаты, однако останки животного, которые принялся изучать Винтер свидетельствуют о том, что у этого конкретного вида перьев не было вообще. Сначала ученые создали 3D-модель динозавра, начиная со скелета и заканчивая расцветкой кожи. Затем им предстояло выяснить, где живут современные животные, обладающие схожим окрасом. Чтобы восстановить внешний вид и окрас динозавра, ученые обратились к палеохудожнику Роберту Николсу (Robert Nicholls). Тот сфотографировал дошедшие до нас останки под разными углами, измерил сохранившиеся кости и фрагменты мягких тканей. Затем Николс создал пластиковую модель динозавра. На то, чтобы раскрасить ее в соответствии с оригиналом, ушло около трех недель. Оказалось, что у пситтакозавра были темные спина, шея и грудь, но светлое брюшко. По мнению ученых это свидетельствует о том, что динозавр передвигался на двух ногах и держал голову прямо. У сухопутных животных такое распределение встречается часто; оно помогает им быть менее заметными в условиях, когда свет падает сверху, а обращенные к земле части тела (брюшко) оказываются в тени. Затем ученые создали вторую модель пситтакозавра, уже лишенную пигментации и равномерно окрашенную в серый. Затем они поместили обе модели в ботанический сад. Результаты этой реконструкции показали, что окрас динозавра был оптимален для проживания в месте с рассеянным светом — вероятнее всего, под пологом леса. Эти результаты согласуются с палеоботаническими данными о местности, где были обнаружены останки динозавра. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology, кратко о нем рассказывает журнал Science.