National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/ddd/ddde829fe13b4ef0cbdc935cbe6ca700.jpg
/upload/iblock/cb0/cb076ce161085ee041486d9d30276844.jpg
/upload/iblock/abe/abe310a768f0fca5f7ff1c96180869b0.jpg
Фото: mars500.imbp.ru
Марс является одной из наиболее перспективных планет для колонизации. Но перед тем, как отправить туда человека, требуется научить его выживать в экстремальных условиях. Россия и NASA приступают к совместным исследованиям этого вопроса.
Роскосмос, Space X, NASA и ESA объявили полет на Марс своей целью в XXI веке. В рамках подготовки специалистам еще предстоит решить множество задач: как технических, так и физиологических. Даже обычная невесомость влияет на здоровье: мускулатура фактически выключается из деятельности человека, и в результате падают все физические характеристики организма. В случае же полета на Марс одной из главных проблем является защита космонавтов от потоков частиц солнечной радиации. На настоящий момент предлагается несколько путей ее решения; в их числе – создание особых защитных материалов для корпуса и разработка магнитного щита. Немаловажным является и психологический аспект. Путешествие по самой экономичной полуэллиптической орбите потребует около 9 месяцев полета; все это время люди будут находиться в замкнутом пространстве и необычных условиях, выполняя при этом сложнейшие задачи. В последние годы на Земле проводятся эксперименты с имитацией полета в космос. Наиболее крупным является реализуемый NASA проект HI-SEAS.
Первая миссия продлилась четыре месяца в 2013 году. Помимо психологии, ученых интересовали возможности «космической кулинарии». Вторая миссия, заняв 120 дней в марте-июле прошлого года, в число задач добавила работу в скафандре вне стен комплекса. Третий этап эксперимента был успешно завершен в июне 2015 года; в «марсианских условиях», смоделированных на Гавайях, ученые жили восемь месяцев. На 15 августа 2015 года намечено начало HI-SEAS IV; эта миссия продлится уже целый год. Собственные проекты в этой области ведет и Россия. Занявший 519 дней эксперимент «Марс-500» завершился в ноябре 2011 года. Шесть человек находились в замкнутом комплексе, условия которого имитировали полет на Красную планету, высадку на ее поверхность и возвращение домой. «Марс-500» проводился Государственным научным центром Российской Федерации – Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН под эгидой Роскосмоса и Российской академии наук. Проект обошелся в 15 млн долларов, его результаты признаны успешными. Недавно на совещании российско-американской совместной рабочей группы по исследованиям в области космической биомедицины и биологии, которое состоялось в Хьюстоне, было принято решение продолжать исследования в этом направлении. В частности, Россия и США рассмотрели возможность проведения совместных биологических экспериментов в полете МКС и в наземных модельных условиях. Соглашение о разработке новых сценариев уже подписано ИМБП и представителем NASA – компанией Wyle. Также планируется привлечение экспертов из Европы и Японии. Практическая реализация проекта намечена на период с 2016 по 2020 годы, все его этапы будут связаны с имитацией полетов на дальние расстояния. Самый длинный этап займет двенадцать месяцев. Прочтите также о влиянии невесомости на здоровье; узнайте, кто отправится на Марс.