National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Что грозит нашему космическому бюджету

29 января 2015
/upload/iblock/26d/26dd3445dd66f1b2e93d183c2e806554.jpg
Фото: Stephen Rahn.
Правительство урезало бюджет космической отрасли России на 10%. Одновременно Роскосмос и ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» объединятся, а приоритет задач будет пересмотрен.
Сокращение финансирования проводится в рамках секвестра бюджета, сообщил директор Центра координации преобразований ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) Григорий Хворостянов. По его словам, это приведет к росту кредитной заложенности предприятий и может поставить под угрозу «само существование промышленной основы космической деятельности». В данных условиях создание госкорпорации на базе объединения ОРКК и Роскосмоса является разумным шагом. Хворостянов поясняет, что в ухудшившейся экономической ситуации было недопустимо, чтобы «две организационные структуры конкурировали за рычаги управления», а в результате часть решений запаздывала. Новая структура поможет сэкономить и время, и ресурсы. Кроме того, как пишут «Ведомости», во вторник был опубликован отчет экспертного совета при председателе коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) о перспективах российской пилотируемой космонавтики. Эксперты предлагают кардинально скорректировать стратегию в этой области. Как говорится в материалах ВПК, в программе по освоению спутника Земли не обозначены конкретные цели, а также «отсутствуют предложения по транспортной системе, не прописано использование лунных ресурсов, нет фокусировки на создание лунной базы как основной интегрирующей задачи». В рамках программы по освоению Луны запланировано создание сверхтяжелой ракеты-носителя (214,6 миллиарда рублей) и пилотируемого корабля (около 200 миллиардов рублей). Эксперты, однако, констатируют, что «отечественные средства выведения теряют коммерческую привлекательность в связи с появлением недорогих американских носителей, ожидаемым выходом на рынок китайских ракет, моральным износом эксплуатируемых на данный момент носителей». По их оценке, перспективу имеют только легкие носители «Союз-2.1в» и «Ангара-1.2» как замена конверсионным ракетам, и «Ангара-А5» — как замена «Протона-М». Вместо половинчатых усилий по нескольким проектам («Луна-Орбита», лунная орбитальная станция, перспективная пилотируемая орбитальная инфраструктура, лунная база) эксперты рекомендуют сфокусировать усилия на одной задаче и довести ее до конца в обозримые сроки.