Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Наука

Россия. Путь к экопродовольствию

Текст и фотография: Валерия Дубчак
27 июля 2011
/upload/iblock/05a/05a57547a804ec90215da01b5989b031.jpg
Эти козы питаются экологически чистым кормом, а доят их под музыку Моцарта. Молоко «Чистая линия» с фермы, расположенной всего в 60 километрах от Москвы, прошло сертификацию и по праву ставит на этикетке знак «Экологичный продукт».
Каждый из нас хотел бы есть здоровую пищу и дышать свежим воздухом. Именно такие идеи лежат в основе создания экологически безопасной продукции. В России есть на нее спрос, но на полках магазинов трудно отыскать отечественные экотовары. Помешает ли продовольственный кризис развитию российского рынка экологически безопасной продукции?
Экологичные товары не только состоят из натуральных компонентов и не вредят здоровью человека – экологическая чистота продукта подразумевает также минимальное воздействие на окружающую среду при его производстве. Выпускать такие товары не очень-то просто: нужно применять ресурсосберегающие технологии, использовать материалы, которые в дальнейшем можно вторично переработать, разумно утилизировать отходы. Кроме того, в экологичном сельском хозяйстве исключены химические удобрения и стимуляторы роста. Но и это еще не все. Добрый знак. Чтобы назвать товар экологически чистым и нанести на этикетку официальную маркировку, производитель должен пройти сертификацию. Эта процедура добровольная; кроме того, можно выбрать организацию, которая проверит продукцию и процесс производства, а потом выдаст разрешение на использование собственного экознака.
Российский рынок экологически безопасной продукции еще только формируется. Для того чтобы развивать этот сектор экономики, необходима поддержка государства. Так делается в западных странах. А в России пока что даже не сформулирована государственная политика в области экологически безопасной продукции.
В России работает десяток органов по сертификации, а компаний, сертифицировавших свою продукцию, едва ли наберется больше пятидесяти. И это притом, что люди готовы ее покупать. В чем же причина? «Российский рынок экологически безопасной продукции еще только формируется, – объясняет Семен Гордышевский, председатель правления Санкт-Петербургского экологического союза (маркировка “Листок жизни”). – В числе основных причин отставания от Запада – отсутствие единой терминологии, размытость позиции государства, нехватка мероприятий по повышению экологической культуры населения». Кроме того, как покупатели, так и многие производители не очень-то разбираются в том, какой продукт считается экологически чистым и каким стандартам он должен соответствовать. А ведь помимо экотоваров есть еще и органические. Они не просто состоят из натуральных компонентов и производятся без химических добавок: растения и животные выращиваются в условиях, максимально приближенных к естественным. Международные стандарты «Органик» ориентированы в основном на мелкие и средние сельские хозяйства. Сегодня в России практически нет сертифицированной «органики», но на полках супермаркетов все чаще встречается иностранная органик-продукция, сделанная из российского сырья. Некоторые западные компании закупают в России ягоды, крупы и другие продукты и переправляют их на Запад, где перерабатывают и упаковывают. Возвращаясь в Россию, органик-продукция сильно вырастает в цене. На верном пути? В масштабах нашей страны органическое земледелие менее рационально, чем экологическое производство. Об этом говорили многие участники II Международной конференции «Перспективы развития и продвижения в России рынка экологически безопасного и здорового питания», которая прошла в Москве в феврале этого года. Однако для того чтобы развивать этот сектор экономики, необходима поддержка государства. Так делается в западных странах. А в России пока что даже не сформулирована государственная политика в области экологически безопасной продукции. Тем не менее количество фирм, желающих пройти сертификацию, растет. «Во время кризиса в области производства продуктов питания к нам стало обращаться больше производителей, – говорит Семен Гордышевский. – Они ищут новые способы привлечения потребителей, пути повышения конкурентоспособности и новые направления сбыта». В Санкт-Петербургском экологическом союзе полагают, что подъем сельского хозяйства, основанного на производстве экопродукции, в России можно осуществить за 5–15 лет. Но без государственной политики, конечно, не обойтись. Что будет дальше – покажет время. Пойдем ли мы дорогой Запада, или нас, как обычно, ждет особый, российский путь? Читайте материал наших иностранных коллег по этой же теме - «Продовольственный кризис».