Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Российские космонавты отказываются пить воду, полученную из мочи

28 августа 2015
/upload/iblock/dcf/dcf2dc31dbdc5524709ab6c1f8159daf.jpg
/upload/iblock/23a/23a5b8b309ede3a5bb8e0ee1c8d52a86.jpg
Система переработки жидкостей на борту космических станций
/upload/iblock/bd1/bd13d3874a45ea3f7292d69ce44ad078.jpg
Система переработки жидкостей на борту космических станций
Фото: NASA
Система переработки выделяемых организмом жидкостей в питьевую воду разрабатывается NASA на протяжении нескольких десятилетий. Определенного успеха ученые добились, однако не все астронавты согласны пить то, что ранее было мочой.
Обеспечение экипажей космических кораблей пищей, а также водой является важнейшим аспектом любой миссии. Еще несколько лет назад свежая питьевая вода доставлялась с Земли на грузовых кораблях, но теперь объем этих поставок можно сократить на 63%. Новые системы очистки способны производить около 6 000 литров воды ежегодно. Материалом для ее создания являются абсолютно все жидкости, которые выделяют находящиеся на борту люди и животные. На фильтрацию отправляются пот, конденсат выдыхаемого воздуха, слив из душа, а также моча. Последний ингредиент стал настоящим камнем преткновения: в то время, как американские астронавты на борту Международной космической станции (МКС) пьют воду, бывшую когда-то мочой – их российские коллеги категорически отказываются это делать. Более того: моча с российской части МКС отправляется на американскую сторону для переработки и употребления. Российский экипаж восполняет нехватку жидкости с помощью воды, переработанной из конденсата выдыхаемого воздуха, а также используя земные запасы: на МКС регулярно доставляют посеребренную родниковую воду. Их американские коллеги не понимают причины отказа от использования всех источников получения свежей воды: по их словам, на вкус она не отличается от самой обычной. Более того: вода из мочи, благодаря сверхсовременным системам очистки, даже чище воды привычного происхождения.