Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Российские ученые доказали существование континента Арктида

09 сентября 2015
/upload/iblock/3bf/3bf996ce46b3b4d83836bff9f7969dd0.jpg
Фото: Николай Гернет
/upload/iblock/4a4/4a49ba900b5714c1d7f58279185f673a.jpg
Арктида 255 млн. лет назад
Фото: Дмитрий Метелкин/nsu.ru
/upload/iblock/bad/badb62d77e6c98c668fe1fcb15b6110f.jpg
Арктида 950 млн. лет назад
Фото: Дмитрий Метелкин/nsu.ru
Российские ученые смогли доказать существование Арктиды – северного полярного континента, существовавшего в далеком прошлом.
Отдельные фрагменты современного арктического шельфа некогда составляли единое целое - континент, который распался и сформировал современную Арктику. В задачу ученых входило восстановить структуру Арктического палеоконтинента, историю его развития и распада. Исследование провели специалисты Новосибирского Государственного Университета (НГУ) и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. Ученые проанализировали и обобщили палеомагнитные данные, собранные за 20 лет экспедиций в Арктике. Различные характеристики древнего магнитного поля, которые «записывались» в горных породах в момент их образования, позволили определить положение блоков земной коры в прошлом. Затем удалось установить, что в геологической истории было минимум два Арктических континента, а не один, как считалось ранее. Первый арктический континент - Арктида-I - был образован миллиард лет назад. Он представлял собой часть суперконтинента Родиния, объединявшего все известные сегодня древние континентальные блоки. Около 750 млн лет назад Родиния распалась, и отдельные фрагменты, относящиеся к Арктиде-I, дре йфовали на периферии Сибирского палеоконтинента, находившегося тогда вблизи экватора. Второе рождение Арктиды произошло на рубеже мезозоя, порядка 250 млн лет назад. Это время в истории Земли связано с формированием другого суперконтинента - Пангеи. Составные элементы Арктиды-II остались прежними, но изменилась их взаимная конфигурация. Именно так и была сформирована периферия современной Евразии. К остаткам древнего континента сейчас относятся Земля Франца-Иосифа, архипелаг Шпицберген, шельф Карского моря, включая архипелаг Северная Земля и северное побережье полуострова Таймыр, Новосибирские острова, шельф Восточно-Сибирского, Чукотского морей вместе с континентальными территориями Чукотки и северной Аляски, а также островные структуры Северной Америки, включая острова Элсмир и другие вблизи Гренландии. Об этом пресс-службе НГУ рассказал профессор кафедры общей и региональной геологии Дмитрий Метелкин. Ученый подчеркнул, что ранее факт существования такого континента относился к разряду научных гипотез и не был подкреплен точными численными данными. И вторым важным аспектом открытия стало доказательство того, что континент «собирался» дважды.