Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Российский телескоп будет отслеживать опасные астероиды

16 июня 2016
/upload/iblock/f6a/f6a13cdd404d9154fd9b71371e0d0acd.jpg
Внезатменный солнечный коронограф Саянской солнечной обсерватории
/upload/iblock/054/0543410e7aaa5af61fd30785a27b50e9.jpg
Павильон телескопа АЗТ-33ИК
/upload/iblock/f5a/f5a9928912a2cb9d4cd7cf8e5dce838e.jpg
Телескоп АЗТ-33ИК
Фото: Utopiya87/Wikipedia
Новый телескоп, пополнивший инструментарий Саянской обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, предназначен для обнаружения далеких объектов, угрожающих Земле.
Саянская солнечная обсерватория расположена в Бурятии, вблизи горы Мунку-Сардык в Тункинском районе, на высоте 2000 метров. Основные задачи обсерватории, основанной в 1966 году – измерения магнитных полей на Солнце, спектральные наблюдения солнечных активных образований и динамических процессов в солнечной атмосфере. В числе ее инструментов - горизонтальный солнечный телескоп с магнитографом, солнечный телескоп оперативных прогнозов и внезатменный коронограф. Теперь здесь также начата опытная эксплуатация первого в России широкоугольного телескопа, предназначенного для скоростного обзора неба с целью решения проблем астероидно-кометной опасности, пишут Известия. Телескоп АЗТ-33 ВМ с полем зрения 2,8 градуса построен петербургским АО «ЛОМО» при содействии Сибирского отделения РАН и предприятий Роскосмоса. Представители обсерватории поясняют, что это первый инструмент такого уровня в России. Мощнейший телескоп мирового класса способен обнаруживать далекие объекты, угрожающие Земле. Например, за 30 секунд он может получить на приемник излучения информацию об астероиде размером 50 м на расстоянии в одну астрономическую единицу — 150 млн км, то есть можно заметить тело, по параметрам сопоставимое с Тунгусским метеоритом. Время подлета таких тел к Земле с подобного расстояния — от месяца до нескольких лет, и с помощью нового телескопа появляется возможность обнаруживать потенциально опасные тела задолго до их приближения к нашей планете. Однако для того, чтобы возможности АЗТ-33 ВМ были задействованы полностью, нужно дополнительно приобрести оборудование на сумму около 500 млн рублей. Сейчас телескоп работает с одним небольшим детектором, но если дооснастить его еще двумя десятками детекторов - в зоне наблюдения окажется значительно большая площадь неба. Узнайте, как победить угрожающий Земле астероид.