Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Сахар или стресс: что больше вредит работе мозга

16 февраля 2016
/upload/iblock/a23/a230f0e93df4be49f81535bbe19d9d5f.jpg
Фото: Kurtis Garbutt/Flickr.com
/upload/iblock/8b6/8b676e515a88b68087f681b2a919e6c5.jpg
Фото: Health Gauge/Flickr.com
/upload/iblock/dc8/dc8edeb9947e38ed0081b4e6b0b475aa.jpg
Фото: Jason Snyder/Wikipedia
Проведя серию опытов с лабораторными крысами, ученые установили пагубное влияние сахара на мозг: оно сопоставимо с воздействием стресса.
О вреде чрезмерного употребления сладкого ученые предупреждают давно. Это не только высокий риск развития диабета и ожирения, но и проблемы с сердцем, рак и многое другое. Согласно результатам недавнего исследования, только сладкие газированные напитки ежегодно убивают около 184 000 человек. А теперь ученые установили прямую связь между сахаром и нарушением мозговой деятельности. Исследование проводили медики из ряда научных учреждений Австралии. В итоговой статье авторы напоминают, что перенесенный в самом раннем возрасте сильный стресс увеличивает риск появления психических расстройств в дальнейшем. Отталкиваясь от этой идеи, ученые поставили на лабораторных крысах опыты. Новорожденных животных разделили на две группы, включающие две подгруппы. Первая группа в течение первых девяти дней росла в условиях стресса, тогда как в жизнь второй никто не вмешивался. Половине из числа тех, кто рос в нервной обстановке, давали обычную еду и питье, а в рационе другой преобладал сахар. Такая же пищевая модель была применена и к крысам, растущим без стресса. Итоги эксперимента были подведены спустя 15 недель после его начала. Выяснилось, что у крыс, питавшихся сладостями и не подвергавшихся стрессу, гиппокамп изменился таким же образом, как и у крыс, переживших трудные дни в детстве и даже не пробовавших сахар. Наиболее сильно гиппокамп изменился у крысс из подгруппы «стресс плюс сахар», и наиболее здоровыми оказались животные, которые росли в обычной обстановке и на обычной диете. Под изменениями мозга ученые подразумевают выброс «гормона стресса» - кортизола. При его высоком уровне возникает отрицательное воздействие на гиппокамп; мозг и сердце приводятся в состояние повышенной готовности, и по мере нарастания уровня кортизола погибает все больше нервных клеток - до тех пор, пока не возникнет расстройство памяти и когнитивной (мыслительной) функции. Ученые подчеркивают важность своего открытия: современные дети потребляют слишком много сладкого, что, очевидно, может сказаться на работе их мозга в будущем. Узнайте, почему стресс хочется «заедать» сладостями.