Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Наука

Самолет без пропеллера и турбин: как это возможно?

Анастасия Баринова
04 декабря 2018
/upload/iblock/10a/10a212975261de6654e0d0fed5ba6bbc.jpg
Фото: nature video / Youtube.com
/upload/iblock/569/569e349cc1462921f5d871a5080fcd65.jpg
Фото: Steven Barrett/MIT
Инженеры из Массачусетского технологического института создали прототип ионолета – аппарата, способного летать без механического двигателя.
Самолет с размахом крыльев 5 метров абсолютно бесшумно преодолел 60 метров на высоте 47 см (может, пролетел бы еще, будь побольше спортзал в Массачусетском технологическом институте). Эксперимент повторили 10 раз – с тем же успехом. 

motorless-plane-2.gif

Скорость увеличена в 2 раза.

На аппарате нет ни пропеллеров, ни турбин – зато есть ряд из пластинок и прутьев, подключенных через преобразователи и трансформаторы к литий-полимерным аккумуляторам. Под большим напряжением – 40 000 вольт! – от положительно заряженных электродов (металлических прутьев на передней кромке крыла) к отрицательным (металлическим планкам, расположенным за ними) начинает двигаться поток ионов. На своем пути они увлекают и нейтральные молекулы воздуха – так создается тяга.

Принцип не нов: почти 100 лет назад американские ученые Браун и Бифельд заметили, что под высоким напряжением конструкция из тонкого и широкого электрода начинает двигаться. С тех пор феномен ионного ветра хотели применить в авиации, но не смогли (в частности, не было легких и достаточно мощных аккумуляторов). Но понаблюдать за эффектом Бифельда-Брауна можно на модели из дерева, фольги и проволоки; на электроды подается напряжение через проводки. 


Самолет, собранный в Массачусетском институте, тяжелее и совершеннее таких моделей: элементы питания находятся прямо у него борту, поэтому весит он 2,26 кг. Такая конструкция проста, он бесшумен и очень экологичен – это его главные преимущества по сравнению с современными летательными аппаратами (вроде самолетов, вертолетов и даже дронов).


Для того, чтобы применять открытие в авиации, потребуется работа: ионолетам по-прежнему нужен очень мощный источник питания. Впрочем, на основе таких прототипов можно создавать гибридные двигатели – так считают изобретатели.

«Наша машина стала первым в мире самолетом, который поднялся в воздух при помощи двигателя без движущихся частей. Это открывает дорогу для создания полностью бесшумных летательных аппаратов, очень простых с механической точки зрения и при этом не выбрасывающих выхлопных газов», – заявил руководитель проекта, профессор аэронавтики из МТИ Стивен Барретт (Steven Barrett).

Узнайте, какова рекордная скорость для самого большого самолета.