Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Школьники будут развивать сельское хозяйство в космосе

29 мая 2015
/upload/iblock/e78/e780497d52ca1a9b86f91178a93aa2b3.jpg
Отрастут ли корни в космосе?
Фото: Nocivegliar/Flickr.com
/upload/iblock/4c0/4c08326e6c30ee72d1a1db7471575801.jpg
Космонавт Сергей Трещев вырастил в космосе салат.
Фото: NASA
/upload/iblock/e51/e5114b3c4997419725b22427c75eb8eb.jpg
Черенки - удобный способ размножения многих растений.
Фото: Mannewaar/Flickr.com
Школьный проект по выращиванию растений включен в программу НАСА: если эксперименты окажутся удачными, вопрос обеспечения космонавтов пищей при дальних полетах будет решен.
Научную работу проводят трое старшеклассников из немецкого города Равенсбург; им предстоит выяснить возможности культивирования растений в условиях космической микрогравитации. Учащиеся поставят опыты на базе сельскохозяйственного центра концерна BASF, а затем испытания состоятся в лабораториях Космического центра им. Джона Кеннеди (штат Флорида, США). Главным объектом исследования являются черенки растений. В обычных земных условиях корни черенков благодаря гравитации растут в сторону центра Земли, а побеги тянутся к источнику света – Солнцу. Возможно ли таким путем размножать растения в условиях микрогравитации – не известно. Астронавты, выращивая растения на борту космических станций, работали с уже готовыми саженцами, либо же семенами. Но сроки созревания при посадке от семян – достаточно длительные; кроме того, такой способ размножения годится не для всех растений. А саженцы, имеющие готовые корни, были доставлены с Земли. В случае длительных полетов (например, на Марс) такой материал будет недоступен. Черенки же корневой системы не имеют, но если они смогут давать корни в космосе, невзирая на отсутствие гравитации – это обеспечит экипаж свежей сельскохозяйственной продукцией. Сейчас специалисты моделируют теплицы с условиями, аналогичными космическим. Одновременно эксперты BASF работают над системой защиты растений от грибка и других заболеваний. В случае успеха эксперимента уже к концу 2015 года черенки отправятся на борт Международной космической станции. Прочтите также о том, зачем астронавтам нужны муравьи; узнайте о процессе выращивания в космосе салата.