National Geographic №195, декабрь 2019

Шмели способны покорить Эверест

07 февраля 2014
/upload/iblock/eb8/eb814caf5051db8a1d4e8724090ec16a.jpg
Автор фото: Dave Young.
Американские ученые провели исследование высоты полета альпийских шмелей. Эти насекомые обитают на высокогорье; но насколько высоко шмели способны подниматься, до сих пор известно не было.
Шмелей изучали специалисты из американских университетов Беркли и Вайоминга. Согласно полученным данным, физиология шмелей позволяет им не страдать от уменьшения плотности воздуха и падения уровня кислорода даже на высоте 9 тысяч метров. Для сравнения, самая высокая вершина мира, Эверест, достигает 8848 метров. Шмелей можно встретить как на низменных территориях, так и на высокогорных лугах, расположенных на высоте 4-5 тысяч метров над уровнем моря. Для своего эксперимента ученые поймали несколько особей вида Bombus impetuosus на высоте в 3250 метров в китайской провинции Сычуань. Насекомых поместили в камеры из органического стекла, где понижали давление, имитируя набор высоты с интервалами каждые 500 метров. Все пять крылатых участников эксперимента продолжали летать при воздушном давлении, эквивалентном высоте в 7400 метров. Три особи выдержали 8 000 метров, а два шмеля прекрасно перенесли давление, соответствующее 9 тысячам метров. Реагируя на разницу давления, насекомые увеличивали угол взмаха крыльями – начинали описывать ими более широкую дугу. При этом частота взмаха оставалась прежней. Это достаточно интересное свойство может быть использовано авиаинженерами в разработках новых летательных аппаратов. Полезным является это умение и для самих шмелей: они не ограничены в выборе места обитания. Ученые напоминают, что из-за изменения климата многие представители фауны страдают от нехватки пищи и сложностей с поиском подходящих территорий. Теперь будут проведены аналогичные исследования на пчелах: их возможность брать высоты пока не известна.