Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Солнце сожгло «комету века»

29 ноября 2013
/upload/iblock/4bf/4bf6b0771728264ea775aee76da0451a.jpg
Так называемая «комета века» - яркое небесное тело, пролетающее сейчас по Солнечной системе, судя по всему, не пережила приближения к Солнцу. Астрономы НАСА отмечают, что комета, ещё недавно заметная невооружённым глазом, теперь не видна даже с помощью мощных телескопов.
Осенью прошлого года астрономы из России и Белоруссии открыли небесное тело, за свою яркость получившее название «комета века». Комете было присвоено официальное имя ISON (или C/2012 S1). Компьютерные расчеты показали, что ISON впервые прилетела в Солнечную систему; на весь путь у неё ушло приблизительно 5,5 миллиона лет. По уточнённым данным, её ядро имеет около полутора километров в диаметре. Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца по одному из конических сечений) кометы ISON ожидался 28 ноября 2013 года. Небесное тело сначала обогнуло бы Солнце на расстоянии в 1,1 миллиона километров, а затем прошло бы в 3,5 миллиона километров от Земли. Наблюдая за движением ISON, учёные делали разные прогнозы. Некоторые полагали, что новое небесное тело окажется таким же ярким, как полная Луна. Другие уверяли, что интенсивное излучение вблизи поверхности Солнца во время прохождения перигелия может уничтожить комету полностью. К сожалению, правы оказались последние: ещё на подлете к перигелию небесное тело утратило чёткость ядра, а его яркий хвост стал более размытым. А теперь наблюдения и снимки, сделанные космическими обсерваториями НАСА (Обсерваторией солнечной динамики и другими), не показывают наличия ISON в районе её перигелия. Согласно подсчётам астрономов, поверхность ядра кометы могла разогреться до 2700°С, что привело к его распаду и испарению. При удачном исходе ISON стала бы самой яркой кометой за последние 100 лет. Вместе с тем, её гибель не является уникальным событием: небесные тела меньшего размера гибнут рядом с Солнцем регулярно. Смотрите видео, на котором запечатлена гибель кометы ISON: