Наука

Репортаж из недр активных вулканов

12 января 2015
/upload/iblock/85c/85cba679e8479aa20083e0fd4894f2b0.jpg
Аппарат VolcanoBot-1. Фотография: NASA/JPL-Caltech.
Происходящие в недрах вулканов процессы изучены достаточно хорошо – но, в основном, теоретически. Только недавно был изобретен и успешно протестирован аппарат, способный вести работу в вулканических трещинах.
Соответствующими исследованиями занимаются ученые из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory). В основную задачу этого научно-исследовательского центра НАСА входит создание и обслуживание беспилотных космических кораблей. Разработка робота, который может передавать данные из глубины активного вулкана, является связанной подзадачей: подобные устройства в дальнейшем могут быть использованы при изучении вулканов на Луне, Марсе и других планетах. В мае 2014 года состоялись первые испытания: двухколесный 30-сантиметровый аппарат VolcanoBot-1 совершил спуск в жерло вулкана Килауэа на Гавайях. Робот опустился на 25-метровую глубину, составив схему маршрутов движения магмы. Благодаря этому ученые смогли разработать 3D-карту вулканического жерла. Теперь ведутся работы над аппаратом следующего поколения – 25-сантиметровым VolcanoBot-2, оснащенным более мощными моторами, усовершенствованной электроникой и имеющим колеса меньшего диаметра. Планируется, что новый робот сможет опускаться глубже, чем его предшественник. Испытания намечены на март 2015 года, они снова пройдут в жерле Килауэа – вулкана, чья активность не прекращается с 1983 года.

Эребус