National Geographic №195, декабрь 2019
Наука

Создана искусственная нервная клетка

25 июня 2015
/upload/iblock/3fe/3fed9eb2e8014e88c5086c9cfc47178b.jpg
Нейроны в головном мозге дрозофил.
Фото: eLife/Flickr.com
/upload/iblock/b9a/b9a6770f6cc8a23f840405a6f740c4a3.jpg
Пирамидный нейрон коры головного мозга мыши.
Фото: Nrets/Wikipedia
/upload/iblock/04a/04a3e22ab433278ab4c6b717f02c4db5.jpg
Фото: Mandroid/Flickr.com
Шведские ученые создали искусственную нервную клетку, не уступающую по своей функциональности оригиналу. Открытие поможет в лечении неврологических заболеваний.
Нервные клетки человека изолированы друг от друга; они обмениваются информацией с помощью химических сигналов – нейромедиаторов. Попав в клетку, нейромедиатор преобразуется в электрический импульс, но в следующую клетку снова переходит как химический. Над созданием искусственной нервной клетки, способной передавать информацию таким же образом, работали специалисты шведского Каролинского института. Результаты работы опубликованы в журнале Biosensors & Bioelectronics. Клетка сконструирована из проводящих электричество полимеров. В процессе тестирования стало ясно, что аналог работает в полном соответствии с оригиналом. Сигнал посылается при помощи электронного программного обеспечения; клетка распознает его, проводит внутри себя как электрический и затем преобразует в химический, отправляя в следующую клетку. По сути, изобретение является органическим биоэлектроннным компонентом, который способен распознавать и передавать химические сигналы по клеткам человека. В настоящее время для восстановления связи между нервными клетками используется электрическая стимуляция. В перспективе открытие может внести вклад в лечение ряда неврологических заболеваний. Сейчас искусственная клетка имеет сравнительно большой размер; для нужд практической медицины ее потребуется превратить в небольшой имплант. Прочтите также о старейших в мире нейронах; узнайте, от чего зависит ваш IQ.