Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Создана самая большая карта звездного неба

04 января 2017
/upload/iblock/f4c/f4c7155ba9378ad6bac6831c32b1f975.jpg
Фото: Danny Farrow, Pan-STARRS1 Science Consortium/Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics
/upload/iblock/ea0/ea0b1adf01796881c0b5d7082211de12.jpg
Международная группа ученых создала самую большую карту видимой части Вселенной. На нее нанесены три миллиарда космических объектов, снятых в течение четырех лет.
Работа проделана в рамках проекта Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System). Первый телескоп Pan-STARRS 1 (PS1) с зеркалом диаметром 1,8 м и 1,4-гигапиксельной ПЗС-камерой расположен на вершине гавайского вулкана Халеакала; научно-исследовательские наблюдения он начал вести в 2010 году. Управление телескопом осуществляет группа из десяти научных учреждений. Поле зрения PS1 (10 кв. гр.) в 40 раз больше угловых размеров Луны (0,25 кв. гр.). Автоматическая система поиска выявляет все движущиеся и меняющие яркость объекты. Каждую ночь камера делает по 500 снимков в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах, что составляет 4 терабайт объема данных за весь сеанс. В основу новой карты легли около 500 тысяч фотографий, полученных за четыре года съемки. На ней изображены три миллиарда планет, звезд и галактик. Карта весит два петабайта – это сопоставимо с объемом сотни энциклопедий Wikipedia или миллиарда селфи-снимков.

Скачать карту размером 8МП в формате tiff

Карта в первой редакции содержит информацию о местонахождении, яркости и цвете объекта в небе в разные моменты времени. На следующем этапе она будет включать в себя каталогизированные снимки отдельных участков неба. Основной целью этой работы является обнаружение новых объектов, которые движутся в сторону Земли и представляют потенциальную угрозу.

Узнайте об одном из открытий, сделанных с помощью PS1 недавно.