Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Создана самая сложная компьютерная модель головного мозга

Популярная Механика
12 октября 2015
/upload/iblock/dfe/dfec123ae613e287b7ec1b4bdcf5fde8.jpg
Визуализация нейронов симуляции крысиного мозга.
Фото: Blue Brain Project/bbpnmc.epfl.ch
/upload/iblock/571/571a381599a2c40f329164446a96d882.jpg
Визуализация нейронов симуляции крысиного мозга.
Фото: Blue Brain Project/bbpnmc.epfl.ch
Нейрологи создали компьютерную симуляцию участка крысиного мозга с помощью суперкомпьютера. Она представляет собой симуляцию 31 000 клетки головного мозга, которые связаны между собой 37 миллионами синапсов, и это самая сложная модель мозга в мире.
Результаты исследования опубликованы в журнале Cell. Модель можно исследовать самому онлайн. Это первый большой успех вызывающего немало споров проекта Blue Brain, запущенного еще в 2005 году, чья главная цель — создать компьютерную симуляцию человеческого мозга. Тем не менее, притязания исследователей не поддержали большинство ученых-нейрологов, и последние результаты их тоже не убеждают. Проект Blue Brain, возглавляемый нейробиологом Генри Маркрэмом, надеется создать полную симуляцию человеческого мозга путем инкорпорирования информации о трехмерной форме нейрона, а также его биологических и электрических свойствах. На данный момент ученые создали электронную копию небольшого участка соматосенсорной коры крысиного мозга — той области, которая получает осязаемую информацию, когда усы крысы и другие части ее тела чего-то касаются. Маркрэм полагает, что такая симуляция позволит лучше изучить то, как работает головной мозг, и позволит ставить эксперименты с помощью манипуляций нейронами в симуляции, а не в реальности.
Тем не менее, проект подвергается усиленной критике со стороны научного сообщества, и немало нейрологов скептически относится к возможностям данной симуляции. Они утверждают, что компьютерный мозг, созданный под руководством проекта, не предоставит никакой информации, которой не могли бы дать более абстрактные симуляции, требующие гораздо меньших вычислительных мощностей и ресурсов. Сейчас симуляции этого небольшого участка крысиного мозга требует от суперкомпьютера около миллиарда вычислений каждые 25 микросекунд, а симуляция человеческого мозга потребует в миллиард раз больше вычислений, чем сейчас, говорит сам Маркрэм журналу Nature. Несмотря на всю критику со стороны научного сообщества, Маркрэм по-прежнему намерен добиваться своей цели. «Это большой вызов для суперкомпьютеров, но мы работаем в тесном сотрудничестве с IBM, чтобы улучшить технологию».