Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Созданы растения, которые светятся в темноте: видео

19 декабря 2017
/upload/iblock/022/0226d015ef97cf5381edfbff100f5d07.jpg
/upload/iblock/426/42698d622e95f0ff36c8401211d43430.jpg
/upload/iblock/280/280abf7e96cf9da015568d2e85dfcab2.jpg
/upload/iblock/e56/e568d4214becc6c580f2b32ecdbc85e3.jpg
/upload/iblock/a5b/a5b9849e1cf998ae7b39dae8e8d515d5.jpg
Фото: Seon-Yeong Kwak/Massachusetts Institute of Technology
Инженеры Массачусетского технологического института «научили» растение излучать тусклый свет. Со временем такие живые фонарики смогут заменить традиционные лампы.
Около 20% мирового использования энергии приходится на освещение. Объем ее потребления особенно возрастает в зимние праздники: например, в США рождественские огни потребляют больше энергии, чем целые страны за год. Поиски альтернативных источников энергии, не вредящих планете, входит в число первоочередных научных задач.

Специалисты в области нанобионики из Массачусетского технологического института, занимаясь программированием растений, решили превратить их в источники освещения. Ранее им уже удалось «научить» флору прогнозировать засуху и реагировать на наличие взрывчатых веществ, передавая нужную информацию на смартфон.

В рамках нового эксперимента ученые создали раствор, способный запускать в организме химические реакции, в ходе которых выделяется энергия – свет. Одним из компонентов раствора стала люцифераза – группа ферментов, катализирующих реакцию излучения света. Наиболее широко известна люцифераза светлячков. В качестве подопытного растения использовалась жеруха обыкновенная, или водяной кресс (лат. Nastúrtium officinále).
/upload/iblock/c56/c56126967d430b3c9c76306835be17d6.jpg
Wikipedia Жеруха обыкновенная

Листья и стебли растения погрузили в сосуд с раствором ферментов, а затем увеличили давление внутри емкости. Это помогло раствору с люциферазой проникнуть в нужные части растения. Уже на первом этапе эксперимента листья жерухи излучали свет на протяжении 45 минут, а затем ученым удалось продлить свечение до 3,5 часов. После жерухи метод был проверен на рукколе, кудрявой капусте и шпинате. Во всех случаях концентрация частиц не была токсичной для растений.

Свет, который производит одно растение — только одна тысячная из объема, который нужен для чтения. Однако успех первых экспериментов показывает перспективность разработок. «Наша идея — создать растение, которое будет работать как настольная лампа, которую не нужно включать в розетку. Свет будет питать энергия обмена веществ самого растения», — пояснил руководитель проекта Майкл Страно (Michael Strano). Технологию можно будет использовать как при освещении помещений, так и на улице, превратив деревья в фонари.

Узнайте о растениях, которые умеют считать.