National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Спутник, созданный на пожертвования россиян, сломался в космосе

08 августа 2017
/upload/iblock/2fa/2fa9073b70d5fbc851435346041bc59c.jpg
Фото: Роскосмос
/upload/iblock/e5b/e5b6776b9312353e6b53d49bd72c20e0.jpg
Фото: cosmomayak.ru
В июле 2017 года на орбиту был отправлен малый космический аппарат, созданый при финансовой поддержке россиян. Планировалось, что он станет самой яркой звездой в небе, однако этого не произошло.
В 2014 году молодые российские ученые заявили о планах по отправке в космос спутника необычной конструкции. После выхода на орбиту он должен был раскрыть солнечный отражатель в виде пирамиды из металлизированной пленки, которая в 20 раз тоньше человеческого волоса, в результате чего стал бы самой яркой звездой на ночном небе, видимой во всех точках Земли. Среди научных целей запуска — испытание в реальном полете аэродинамического тормозного устройства, которое в дальнейшем может быть использовано для сведения с орбиты космического мусора. При отслеживании полета спутника в самых верхних слоях атмосферы можно получать новые сведения о плотности воздуха на большой высоте. Кроме того, солнечный отражатель «Маяка» стал бы эталонным объектом для проверки расчетов видимой звездной величины космических объектов. Реализация проекта велась с помощью краудфандинга: все желающие могли внести посильный финансовый вклад. К марту 2016 года было собрано 1 993 146 рублей, а общая сумма, полученная при помощи крупных спонсоров, составила почти 4 млн рублей. «Маяк» был запущен 14 июля 2017 года с пусковой площадки 31 космодрома Байконур и успешно выведен на орбиту Земли высотой 600 км одновременно с 72-мя другими спутниками. Однако затем он не смог правильно развернуть светоотражающую пирамиду. Комментируя неудачу, авторы проекта говорят: «Мы не зажгли самую яркую звезду на небе, но мы доказали всем, что космос гораздо ближе, чем это кажется большинству. Мы не собираемся сдаваться при первой неудаче, мы учтем погрешности в разработке в дальнейших проектах и будем дальше давать возможность каждому зажечь свою звезду в науке и космонавтике». 9 августа гостем Astro Channel станет руководитель проекта "Маяк" Александр Шаенко. Прямая трансляция начнется в 20:00.