Но есть и хорошие новости!
Наука

Средневековая глазная мазь оказалась эффективной против биопленок

Михаил Сысоев
29 июля 2020
Medicinale Anglicum
Фото: The British Library
Исследователи наткнулись на её рецепт в одной из старейших медицинских книг Британии.

Резистентность или устойчивость к антибиотикам является одной из наиболее серьезных современных угроз для здоровья человечества и продовольственной безопасности. Все больше инфекционных заболеваний — например пневмонию, туберкулез, гонорею и сальмонеллез — становится труднее лечить из-за снижения эффективности антибиотиков.

Биопленки — это механизм, благодаря которому бактерии могут защитить себя от нападения. Свободно плавающие или планктонные бактерии особенно уязвимы для антибиотиков, но, когда они собираются вместе на поверхности, они образуют биопленки, которые намного более устойчивы.

В поиске средств для борьбы с биопленочными инфекциями исследователи обращаются не только к современным наработкам, но и пытаются посмотреть с нового ракурса на природные или исторические лекарства. Так, исследователи из Ноттингемского и Уорикского университетов проанализировали средневековую глазную мазь из лука, чеснока, вина и солей желчных кислот и выяснили, что она способна эффективно удалять бактериальные биопленки.

В частности, средство уничтожало биопленки из Acinetobacter baumanii, Stenotrophomonas maltophilia, Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis и Streptococcus pyogenes. Все эти бактерии можно обнаружить в биопленках, которые образуются в диабетических трофических язвах и могут быть устойчивы к антибиотикам.

«Мы показали, что средневековое средство из лука, чеснока, вина и желчи может убить целый ряд проблемных бактерий, выращиваемых как планктонно, так и в виде биопленки. Поскольку смесь не наносила большого вреда клеткам человека в лаборатории или мышам, мы могли бы разработать на ее основе безопасное и эффективное антибактериальное средство», — Фрейя Харрисон, соавтор исследования.

Использование чеснока, содержащего аллицин, может объяснить активность средневекового средства против патогенов, однако чеснок сам по себе не обладает активностью против биопленок, поэтому авторы предполагают, что секрет успеха мази кроется в комбинации всех ингредиентов.

Рецепт мази был найден в средневековой англосаксонской медицинской книге, обнаруженной в Британской библиотеке. Книга под названием Medicinale Anglicum была составлена во времена Альфреда Великого в IX веке и считается одним из старейших известных медицинских учебников. Сегодня сохранилась только одна рукопись издания в кожаном переплете.

Узнайте, как во Франции началась сборка ITER — крупнейшего в мире термоядерного реактора.