National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

США страдают от вторжения вонючих клопов

09 октября 2013
/upload/iblock/239/23923e1e43b62f17c68f857ec6eb3fee.jpg
Автор фото: Sam Droege.
/upload/iblock/700/70082cc1279e2e4d67c51256c3b06286.jpg
Личинки Halyomorpha halys. Автор фото: Ishikawa Ken.
В конце 90-х годов из Азии в США были случайно завезены «клопы-вонючки». К настоящему времени их популяция разрослась до угрожающих размеров, и ученые инструктируют население о способах защиты от незваных гостей.
Азиатский щитник Halyomorpha halys, имеющий коричневую с «мраморными» вкраплениями расцветку, обитает в Корее и на Тайване. Он источает крайне неприятный, хотя и безопасный для здоровья человека запах. Все эти свойства и нашли отражение в названии насекомого после того, как он поселился в США: Brown marmorated stink bug - «Коричневый мраморный вонючий клоп». Насекомое, имеющее размер 12-17 миллиметров, было случайно завезено из Азии с партией фруктов; впервые его заметили в 1998 году в Пенсильвании. К настоящему времени вонючий клоп распространился уже на территории более чем 40 американских штатов. Только за период с 2011 по 2012 годы его численность возросла на 60%. Этот вид клопов питается соком растений и фруктов, оставляя на их поверхности небольшие углубления, что не только лишает сельскохозяйственную продукцию товарного вида, но и способствует быстрому загниванию надкушенных плодов. В «рацион» клопов входит, в общей сложности, 100 видов растений, в том числе таких, как томаты, кукуруза, фасоль и практически все фрукты. В том количестве, в котором вонючие насекомые распространились по американскому континенту, они уже начинают представлять серьезную угрозу сельскому хозяйству. Из некоторых регионов (Висконсин, Техас и др.) поступают сообщения о том, как фермеры выносят клопов с полей целыми ведрами. Кроме того, в ближайшее время люди столкнутся с новой проблемой: клопы-вонючки будут искать место для зимней спячки. В этот период они не размножаются и не питаются; им нужно лишь укрытие до того времени, когда появятся свежие растения. Поэтому полчища расплодившихся насекомых отправятся в дома, где будут забиваться в щели. Людям, живущим в сельской местности, специалисты советуют заблаговременно заделать все трещины в стенах. Стоит также уменьшать в вечернее время освещение, поскольку клопы ориентируются именно на яркий свет. Сравнительно эффективной мерой в течение всего года является прореживание кустов и выкос травы: это лишит клопов возможности откладывать яйца. А вот использовать для сбора насекомых пылесосы, как предлагают некоторые, напротив, категорически не рекомендуется: погибший и оставшийся внутри механизма клоп будет еще долго источать отвратительный запах. Бесполезны в борьбе с вонючками и пестициды, применяющиеся против других вредителей - они имеют к ним устойчивый иммунитет. В случае ручного сбора насекомых делать это нужно осторожно: клоп при любой опасности выделяет дурно пахнущую жидкость. Пойманных клопов лучше всего опускать в емкость с мыльной водой, где они быстро задохнутся, не успев отравить воздух.