Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Телескопу «Хаббл» – 25 лет!

24 апреля 2015
/upload/iblock/e81/e81cbe580aee170eaa75936bd9bbc77d.jpg
Фото: NASA.
/upload/iblock/8b8/8b84f407920f56b57794f024cc267865.jpg
Туманность Орёл.
Фото: NASA.
/upload/iblock/5b4/5b40c0bbe9859b39a83b96b5bc1ee1db.jpeg
Спиральная галактика Водоворот и её компаньон NGC 5195.
Фото: ESA-Hubble.
Телескоп «Хаббл» можно по праву назвать одним из символов космической истории человечества: большинство захватывающих фотографий из космоса доступны нам именно благодаря ему. Сегодня обсерватории исполняется 25 лет.
Космический телескоп «Хаббл» (Hubble Space Telescope) – это автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли; совместный проект НАСА и Европейского космического агентства. Свое имя телескоп получил в честь Эдвина Хаббла (1889-1953 гг.): одного из наиболее влиятельных астрономов и космологов, внесшего решающий вклад в понимание структуры космоса. Еще с 20-х годов прошлого века астрофизики рассматривали возможность создания внеземной обсерватории, но только после окончания Второй мировой войны стало возможным уделить достойное внимание развитию космической астрономии. В 1946 году впервые был получен ультрафиолетовый спектр Солнца; орбитальный телескоп для исследований Солнца был запущен Великобританией в 1962 году, а спустя четыре года НАСА отправило в космос первую орбитальную обсерваторию OAO-1. Эта миссия не увенчалась успехом из-за отказа аккумуляторов через три дня после старта. Следующие поколения орбитальных обсерваторий, создаваемые с учетом ошибок прошлого и новых технологий, могли работать уже дольше – так, что запущенный 24 апреля 1990 года телескоп «Хаббл» до настоящего времени поставляет на Землю бесценную информацию из космоса. За минувшие 25 лет «Хаббл» приходилось чинить; техобслуживание станции осуществляется во время выходов в открытый космос с космических кораблей многоразового использования типа «Спейс шаттл». Всего было совершено четыре такие экспедиции. Размещение телескопа в космосе дает возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, в которых земная атмосфера непрозрачна; в первую очередь – в инфракрасном диапазоне. Благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность телескопа в 7-10 раз больше, чем у аналогичного телескопа, расположенного на Земле. Миссия «Хаббла» дала возможность произвести множество значимых наблюдений. Так, телескоп предоставил высококачественные изображения столкновения кометы Шумейкеров - Леви 9 с Юпитером в 1994 году. Впервые были получены карты поверхности Плутона и Эриды. Впервые стало возможным увидеть ультрафиолетовые полярные сияния на Сатурне, Юпитере и Ганимеде. Получены дополнительные данные о планетах вне солнечной системы, в том числе спектрометрические, и так далее. Первоначально планировалось, что «Хаббл» закончит свою работу в течение 2014 года, на смену ему готовится орбитальная инфракрасная обсерватория имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope). Однако необходимости в этом пока нет: 25-летний телескоп прекрасно справляется со своими задачами. Посмотрите космические фотографии кометы Сайдинг-Спринг, а также подборку лучших изображений, сделанных легендарным «Хабблом».