National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/9ea/9ea816e64d42ba0bcfa9974793407724.jpg
Фото: USGS Native Bee Inventory and Monitoring Laboratory
/upload/iblock/214/214a8b0a0dc05e10b1fd8284c97abf87.jpg
Фото: Bernard Dupont/Wikipedia
Степень родства термитов и тараканов обсуждается учеными уже давно, и недавно в многолетнем споре была поставлена точка.
Изучая инфраотряд насекомых термиты (лат. Isoptera), ученые проследили их путь до триасового периода и общего предка из отряда таракановые (лат. Blattoptera), но многие энтомологи продолжали возражать против включения термитов в отряд тараканообразных (лат. Dictyoptera).

Энтомологическое общество Америки (Entomological Society of America, ESA) решило закончить этот спор.

Детально сравнив все имеющиеся научные данные о термитах и тараканах, специалисты пересмотрели классификацию, обновив свою таксономическую базу ESA Common Names. Термиты окончательно вошли в состав отряда таракановых: различия признаны незначительными по сравнению с объемом общих признаков.

В настоящее время существует 2933 вида термитов, а вместе с ископаемыми науке известно 3106 видов. Первые термиты были крылатыми. У некоторых видов термитов и некоторых видов тараканов в кишечнике присутствует общая микрофлора. Среди термитов есть примитивный вид Mastotermes darwiniensis, который по характеристикам одновременно близок и к термитам, и к тараканам. А древесные тараканы рода Cryptocercus имеют общую ДНК с термитами и демонстрируют сложное социальное поведение. Они прогрызают ходы в древесине, используя «лабиринт» в качестве гнезда для выращивания потомства. Это лишь несколько общих признаков, позволяющих пересмотреть классификацию термитов.

Неизвестным остается их эволюционный путь: на каком из этапов развития и почему они перешли к общественному образу жизни, остается загадкой. Пол Эглтон (Paul Eggleton) из лондонского Музея естественной истории говорит, что это изменение можно сравнить с лишением Плутона статуса планеты.

Узнайте, как в королевстве термитов проходят выборы.