Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/660/660d0ee4d387a065f22bb835622e547b.jpg
Титанозавр
Фото: Eva K/Wikipedia
/upload/iblock/5c5/5c5289959a4b5886f13552cae8bed007.jpg
Сравнение размеров взрослого рапетозавра, его детеныша и человека
Фото: Kristi Curry Rogers/Nsf.gov
Изучая найденные на Мадагаскаре окаменелости, ученые впервые смогли ответить на вопрос, как развивались титанозавры сразу после появления из яйца на свет.
Титанозаврами (Titanosauria) называют группу ящеротазовых динозавров инфраотряда зауроподов, живших в юрском и меловом периодах около 171—65,5 миллионов лет назад на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. С длиной до 40 метров и массой около 88-110 тонн они считаются крупнейшими из числа сухопутных позвоночных на Земле. В 2001 году на Мадагаскаре были найдены ископаемые останки титанозавров, принадлежавшие и взрослым особям, и детенышу. По результатам изучения специалисты отнесли это животное к роду рапетозавров (Rapetosaurus). Его позвоночник состоит из 16 шейных, 11 спинных и 6 крестцовых позвонков. Его рост максимально достигал 6 метров, длина – 18 метров, масса – около 12 тонн. При этом кости юной особи были столь маленькими (так, его тазобедренный сустав в охвате составлял 35 см), что первоначально ученые решили, что это останки ископаемого представителя крокодилов, однако всесторонний анализ показал, что речь идет именно о детеныше. Таким образом, в распоряжении палеонтологов впервые оказались окаменелости новорожденного титанозавра. Динамика развития этих животных до взрослой стадии ранее известна не была. Исследование проводилось при поддержке американского Национального научного фонда (NSF), его результаты опубликованы в журнале Science. Специалистам удалось установить, что с первых дней рапетозавры ничем, кроме размера, не отличались от взрослых особей, довольно быстро наверстывая эту разницу. Вылупляясь из яйца с массой около 3,4 кг, они уже через несколько недель весили 40 кг. Для их конечностей был характерен изометрический тип роста (рост, при котором орган растет с такой же скоростью, как и все тело).
/upload/iblock/b14/b14b739356836a771d54bee0e3aeed87.jpg
Demetrios Vital/Nsf.gov Сравнение размеров детеныша рапетозавра с детенышами современных животных.
На основании этого ученые пришли к следующему выводу: рапетозавры (и, по-видимому, все титанозавры) были зрелорождающимися: они практически сразу умели передвигаться и находить пищу без помощи взрослых. Подобное поведение является существенным отличием этой группы динозавров от других. Например, для птицетазовых (Ornithischia) или тероподов (Theropoda) была характерна забота о потомстве на протяжении длительного времени. Узнайте, какие динозавры водились на территории современной России.