Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Трехмерную фотографию насекомого сделали с помощью рентгена

National Geographic Россия
17 августа 2015
/upload/iblock/ac2/ac22fc5bdb5db5b2111dde7cc6c49305.jpg
Фото: J. Wenz, S. Schleede, K. Khrennikov, M. Bech, P. Thibault, M. Heigoldt, F. Pfeiffer & S. Karsch/Nature Communications
/upload/iblock/aff/affdd65ae00e247c8c91f24dcf9625ac.jpg
/upload/iblock/80d/80d62c3146f29977e07c98cb99f4d03d.jpg
Ученые впервые смогли получить трехмерное изображение при помощи метода рентгеновского фазового контраста. Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.
Отличие метода рентгеновского фазового контраста от традиционной рентгенографии заключается в том, что измерению подлежит то, как меняется фаза луча при прохождении через объект, а не степень ослабления излучения. Для проведения эксперимента ученые создали компактную установку, при помощи которой им удалось сгенерировать рентгеновское излучение путем воздействия интенсивных коротких лазерных импульсов на плазму.
/upload/iblock/53a/53a06ca12c600cfbf9428e320101b024.jpg
Благодаря применению лазерного метода ученые смогли провести томографию фазового контраста без использования массивных синхротронных установок. В ходе эксперимента им удалось сделать более 1500 “фотографий” и получить, в итоге, трехмерное изображение обыкновенной златоглазки Chrysoperla carnea, засушенное тело которой было использовано для проведения исследования. Со времен открытия в 1895 году “икс-лучей” рентгеновское излучение играет важную роль в медицине и исследовательской деятельности. Применение метода рентгеновского фазового контраста в компьютерной томографии позволит делать трехмерные снимки объекта в высоком разрешении, необходимые для исследования механизмов сложных химических реакций.