Наука
Турбулентность: когда на небе качка

Текст: Марк Дж. Миллер Графика: Саманта Уэлкер
14 января 2015

Специалисты предупреждают: явления, вызывающие турбулентность, могут участиться или стать более интенсивными.
Иногда пожелания приятного полета остаются лишь пожеланиями. В феврале самолет компании United Airlines попал в такую турбулентность, что младенца подбросило в воздух (он не пострадал); один пассажир головой оставил вмятину в потолке салона; еще пятерых пришлось госпитализировать. В связи с изменениями климата явления, вызывающие турбулентность, могут участиться или стать более интенсивными, – гласит отчет Управления по защите окружающей среды США.
«Составители полетных планов избегают зон высокой турбулентности, но те часто перемещаются», – сетует Санджива Леле из Центра по исследованиям турбулентности Стэнфордского университета и НАСА. В этом году уже начались испытания детекторов, предсказывающих местоположение и интенсивность зон турбулентности.
Турбулентность при ясном небе

Самая распространенная форма турбулентности; это явление часто формируется на гребнях струйного течения – устойчивой формы атмосферных движений в Северном полушарии.
Гравитационные волны

Выталкиваемый вверх воздух, например, над горами и зонами грозы, вызывает гравитационные волны. Турбулентность над горами – частое явление, так как там сталкиваются большие воздушные массы.
Плохая погода

Самолет может потрясти в грозу или после дождя, когда смешиваются холодные и теплые воздушные массы. Пилоты стараются обойти такие формации сверху, но высота полета ограничена 14000 метров.
Спутный след

Точно так же, как волны от катера раскачивают другие суда, самолеты могут частично потерять управление, попав в спутный след. Чтобы этого избегать, авиадиспетчеры рассчитывают время взлетов и посадок.
