Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Ученые нашли древнейший глаз

08 декабря 2017
/upload/iblock/cbe/cbef8a804fd1e65d28c375e4b99cd280.jpg
/upload/iblock/4e4/4e40e910ad9185bf1346b7e91d2d9c3a.jpg
/upload/iblock/48d/48d0c8999af8212e4b6eccaba3e8a0d1.jpg
Фото: Gennadi Baranov/ed.ac.uk
Ученые из Эдинбургского университета вместе с коллегами из разных стран мира обнаружили глаз ископаемого животного возрастом 530 миллионов лет.
Специалисты исследовали окаменелые останки трилобита (лат. Trilobita), хранившиеся в одном из научных фондов Эстонии. Это вымерший класс морских членистоногих, живших в палеозойскую эру - 541-251 млн. лет назад. Они считаются предками крабов и пауков. Известно не менее 10 тыс. ископаемых видов трилобитов. В зависимости от вида, длина тела составляла от 3 мм до 72 см. Их плоское тело состояло из защищенной панцирем головы с двумя глазами, сегментированного туловища и хвоста. Все виды трилобитов были приспособлены к придонному образу жизни. Трилобиты обладали сложными фасеточными глазами, которые сильно отличались от органов зрения у современных животных. Вместо кристаллинового хрусталика в глазах трилобитов находились минеральные линзы из кальцита. В наши дни минеральные зрительные линзы встречаются только у офиур (лат. Ophiuroidea) и моллюска хитона (Acanthopleura granulata), однако и они примитивнее по строению. Трилобит, ставший объектом исследования международной группы ученых, жил около 530 млн. лет назад, то есть относится к древнейшим представителям своего класса. В его глазу было обнаружено около 100 омматидиев - гораздо меньше, чем у более поздних трилобитов. Животное имело слабое зрение, но могло разглядеть хищников и препятствия на своем пути. По данным исследователей, этот окаменелый глаз является самым древним из тех, что можно найти: более ранние организмы не имели твердых оболочек, которые могли бы сохраниться. Открытие позволяет проследить эволюцию развития органов зрения. Узнайте, какое дерево является самым древним на планете.

На Алтае нашли модно одетую мумию