Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/cbe/cbef8a804fd1e65d28c375e4b99cd280.jpg
/upload/iblock/4e4/4e40e910ad9185bf1346b7e91d2d9c3a.jpg
/upload/iblock/48d/48d0c8999af8212e4b6eccaba3e8a0d1.jpg
Фото: Gennadi Baranov/ed.ac.uk
Ученые из Эдинбургского университета вместе с коллегами из разных стран мира обнаружили глаз ископаемого животного возрастом 530 миллионов лет.
Специалисты исследовали окаменелые останки трилобита (лат. Trilobita), хранившиеся в одном из научных фондов Эстонии. Это вымерший класс морских членистоногих, живших в палеозойскую эру - 541-251 млн. лет назад. Они считаются предками крабов и пауков. Известно не менее 10 тыс. ископаемых видов трилобитов. В зависимости от вида, длина тела составляла от 3 мм до 72 см. Их плоское тело состояло из защищенной панцирем головы с двумя глазами, сегментированного туловища и хвоста. Все виды трилобитов были приспособлены к придонному образу жизни. Трилобиты обладали сложными фасеточными глазами, которые сильно отличались от органов зрения у современных животных. Вместо кристаллинового хрусталика в глазах трилобитов находились минеральные линзы из кальцита. В наши дни минеральные зрительные линзы встречаются только у офиур (лат. Ophiuroidea) и моллюска хитона (Acanthopleura granulata), однако и они примитивнее по строению. Трилобит, ставший объектом исследования международной группы ученых, жил около 530 млн. лет назад, то есть относится к древнейшим представителям своего класса. В его глазу было обнаружено около 100 омматидиев - гораздо меньше, чем у более поздних трилобитов. Животное имело слабое зрение, но могло разглядеть хищников и препятствия на своем пути. По данным исследователей, этот окаменелый глаз является самым древним из тех, что можно найти: более ранние организмы не имели твердых оболочек, которые могли бы сохраниться. Открытие позволяет проследить эволюцию развития органов зрения. Узнайте, какое дерево является самым древним на планете.