Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Ученые поделили жирафов на четыре вида

Наталья Иншакова
12 сентября 2016
/upload/iblock/d75/d75c8b1ba6ceb0f2f70812a765e1693b.jpg
Фото: Мария Соловарева
/upload/iblock/5f6/5f6f1c6b48089eac72887d0b7f63ab7a.jpg
Фото: Мария Соловарева
/upload/iblock/e50/e501251d3c6f1ec9e4c7c7f1ececf0f2.jpg
Фото: Андрей Корабельников
Раньше жирафы считались представителями одного единственного вида, но оказалось, что это не так.
Жираф – одно из самых малоизученных африканских животных. Всего 400 научных работ в мире посвящено этим грациозным созданиям, в то время как носорогам – более 2000. Биологи из немецкого Зенкенбергского центра по изучению окружающей среды решили исправить ситуацию и проанализировали 200 образцов ДНК жирафов. Результатом стало удивительное открытие: эти животные относились к четырем разным видам. То, что все жирафы разные, новостью не назовешь: ученые выделяют среди них от девяти до одиннадцати подвидов в зависимости от окраса и распространения. Но теперь выяснилось, что их можно разделить на четыре вида с абсолютно разными генотипами: южный жираф, северный жираф, масайский жираф и сетчатый жираф. Около двух миллионов лет назад эти животные произошли от общего предка, но с тех пор не скрещивались между собой и редко встречались в дикой природе. По словам Акселя Янке, автора исследования, они различаются между собой примерно так же, как белые и бурые медведи. Это открытие изменит охранный статус жирафа: сейчас, согласно списку Международного союза охраны природы, он считается «вызывающим наименьшие опасения». Если принять во внимание, что среди жирафов есть разные виды, и северных осталось около 4750 особей, а сетчатых – 8700, придется срочно спасать длинношеих гигантов. Кроме того, данные этого исследования, опубликованного в журнале Current Biology, помогут натуралистам выстраивать правильную стратегию по уходу за жирафами в естественной среде. Очевидно, что животных разных видов не стоит поощрять к скрещиванию и даже близкому общению.