Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Ученые пытаются превратить цыплят в динозавров

14 марта 2016
/upload/iblock/045/045dce1146adc97133b7af764699fd18.jpg
Фото: Kate Brady/Flickr.com
/upload/iblock/212/212c3afcfd766e3d350f7146757f5a64.jpg
Изменение формы черепа у птиц в лабораторных условиях
Фото: Harvard University/Phys.org
/upload/iblock/5a1/5a14a25d7186d28dfcc19b55f4ba00db.jpg
Фото: Universidad de Chile/Phys.org
Эволюция птиц изучается на протяжении нескольких столетий, но до сих пор у ученых нет однозначного представления об этом процессе. В рамках одного из исследований биологи провели обратный эксперимент, вернув курам анатомическое строение конечностей динозавра.
Научную работу проделали специалисты Университета Чили; ее результаты опубликованы в журнале Evolution. Ученые обратили внимание на сходство строения конечностей кур и динозавров. Первоначально лапы эмбриона домашней птицы повторяют строение лап ящеров, но на ранних сроках развития малоберцовая кость перестает расти. В результате у сформировавшейся особи ее длина меньше, чем длина большой берцовой. У динозавров же длина этих костей практически идентична, и обе они соединяются с голеностопным суставом. Предположив, что за анатомию конечностей у кур отвечают два гена (Indian Hedgehog (IHH) и PTHrP), ученые смогли отредактировать ДНК эмбрионов цыплят таким образом, чтобы подавить IHH. После этого рост малоберцовой кости продолжился. Ее соединение с голеностопным суставом произошло благодаря усиленному росту хрящевой ткани на костном крае: эту работу «проделал» ген PthrP. Итогом экспериментов стало появление на свет кур с лапами, похожими на конечности динозавров. Несколько лет назад исследователи из Гарварда смогли вывести домашнюю птицу с мордами динозавров: для этого потребовалось подавить действие белков, ответственных за развитие клюва. А чилийские биологи ранее пытались научить кур походке динозавров. За это исследование они даже получили "Шнобелевскую премию".